Задание №3 Объсните, какова роль национальной интеллигенции в росте политической активности народных масс в начале XX века? Приведите не менее трех примеров
патриарх московский и всея руси никон (в миру никита минич) родился в 1605 г., в семье крестьянина села вельдеманово (ныне нижегородская область, перевозский район). юношей никита ушел в макарьев желтоводский монастырь. через несколько лет он станет священником. потрясенный смертью своих детей, он убеждает жену уйти в монстырь, а сам на белом озере, в анзерском скиту, принимает монашество под именем никона. в 1642 г. никон переходит в кожеозерскую пустынь и вскоре становится её игуменом. с 1646 г. он делается известным царю алексею михайловичу, по желанию которого вскоре назначается архимандритом московского новоспасского монастыря. в 1648 г. никон – митрополит новгородский.
в 1652 г. никон перевозит в москву из соловецкого монастыря мощи святого митрополита филиппа (память 23 декабря с. в это время в москве умирает патриарх иосиф, и никон избирается его преемником.
еще при патриархе иосифе, в видах упорядочивания церковной жизни, образовался в москве кружок ревнителей, с царским духовником стефаном вонифатьевым во главе. воззрения ревнителей разделял и никон. сам царь, примыкая к ревнителям в общей постановке , на способ ее осуществления имел, однако, особый взгляд, так как сколнен был придавать церковной реформе политическое значение. алексей михайлович считал необходимым тесное единение церкви с греческой и малороссийской, а оно, по его мнению, могло быть достигнуто путем согласования церковной практики с греческими образцами.
царя и патриарха связывала настоящая дружба. еще будучи архимандритом, никон каждую пятницу ездил к царю во дворец, и они подолгу засиживались за откровенной беседой; царь и сам нередко его навещал. когда никон стал патриархом, царь иногда целые дни проводил с ним в загородных монастырях.
первым важным распоряжением никона и вместе с тем началом церковной реформы было предписание (в 1653 г.) "творить в церкви" вместо "метаний на колену" поклоны "в пояс" и креститься "тремя персты". созванный патриархом никоном в 1654 г. собор постановил исправить богослужебные книги по древним рукописям. собор 1656 г. одобрил служебник никона и проклял крестящихся двумя перстами.
противники никона восстановили царя против патриарха. никон сложил с себя сан и уехал в воскресенский монастырь. на состоявшемся в 1666 г. в москве соборе никон был приговорён к лишению сана и сослан в ферапонтов монастырь, а после в более тяжелое заключение – в кирилло-белозерский монастырь. царь федор алексеевич решается перевести никона в воскресенский монастырь, а вместе с тем ходатайствует перед восточными патриархами о разрешении никона и о восстановлении его в патриаршем достоинстве. разрешительная грамота уже не застала никона в живых: он скончался на пути, в ярославле, 17 августа 1681 г., и был погребен в воскресенском монастыре как патриарх.
Патриарх филарет (в миру феодор никитич романов-юрьев) родился около 1553 года. он принадлежал к одному из видных боярских родов. феодор никитич был племянником иоанна грозного (сыном брата его анастасии романовны). с юных лет, воспитываясь в придворной обстановке, он был широко образован, обладал прекрасными душевными качествами, приятной внешностью, был любим народом, принимал видное участие в государственных делах, которыми любил и умел заниматься. после смерти царя феодора он стал одним из законных претендентов на трон, и многие хотели именно его видеть царем. подвергнутый опале при борисе годунове, он был пострижен в монашество с именем филарет и отправлен в монастырь святого антония сийского в архангельской губернии. смирившись перед волей божией, филарет стал искренне подвизаться по всем правилам строгой православной аскезы и так в этом преуспел, что вызвал большое уважение и почитание в церковном мире. после смерти бориса годунова в 1606 году его возводят в сан митрополита ростовского. в том же году он участвовал в прославлении святого царевича димитрия и перенесении его мощей в столицу. в смутное время самозванец лжедимитрий ii, захватив митрополита филарета в плен, нарек его «патриархом московским». авраамий палицын писал, что тушинцы держали своего патриарха в неволе, «блюли того всегда крепкими сторожми и никакоже ни словеси, ни дерзнути тому ». патриарх гермоген знал это и в своих грамотах писал, что молит бога о тех, «которые взяты в плен, как и филарет митрополит и прочие, не своею волею, но нужею». впоследствии филарет был назначен на опасную должность духовного главы посольства у сигизмунда iii. за отказ писать в смоленск о сдаче города полякам митрополит филарет был взят под стражу. последовали годы томления в польских застенках, почти 9 лет пребывал он в плену и показал такое «крепкостоятельство», что снискал уважение у поляков.тем временем в 1613 году земский собор избрал на царство михаила романова, а за его отцом утвердил титул «нареченного патриарха». зная, как дорог царю михаилу его отец, поляки тянули, выставляли все новые требования, думая, что государь поступится еще чем-нибудь, и медлили с разменом пленника. но филарет держался мужественно и неподкупно, написав сыну, что он скорее останется в великом утеснении, но не пожертвует и пядью земли.патриаршая деятельность филарета состояла в энергичной охране чистоты православия, в преследовании религиозного вольнодумства и нравственной распущенности, в реформе церковной администрации. большое внимание патриарх филарет уделял внешней политике, руководил дипломатическими сношениями, а также создал шифр для дипломатических бумаг. важный след оставила деятельность патриарха филарета в области церковного ; были учреждены особые патриаршие приказы, которые упорядочивали церковные дела.патриарх филарет сделал много полезного для церкви. его незаурядная личность заметно повысила престиж и достоинство патриарха московского. патриарх филарет скончался 1 октября 1633 года. он сам указал себе преемника — архиепископа псковского иоасафа. патриаршество никона составило целую эпоху в церкви. подобно патриарху филарету, он имел титул «великого государя», который получил в первые годы своего патриаршества ввиду особого расположения к нему царя. он принимал участие в решении едва ли не всех общегосударственных дел. влияние патриарха никона на гражданские дела было весьма велико, он являлся по существу первым советником царя. это влияние имело для церкви много благоприятных аспектов. в частности, при активном содействии патриарха никона в 1654 году состоялось воссоединение украины с россией. земли киевской руси, некогда отторгнутые польско-литовскими магнатами, вошли в состав московского государства. это в скором времени к возвращению — исконно православных епархий юго-западной руси в лоно матери — церкви. вскоре с россией воссоединилась и белоруссия
патриарх московский и всея руси никон (в миру никита минич) родился в 1605 г., в семье крестьянина села вельдеманово (ныне нижегородская область, перевозский район). юношей никита ушел в макарьев желтоводский монастырь. через несколько лет он станет священником. потрясенный смертью своих детей, он убеждает жену уйти в монстырь, а сам на белом озере, в анзерском скиту, принимает монашество под именем никона. в 1642 г. никон переходит в кожеозерскую пустынь и вскоре становится её игуменом. с 1646 г. он делается известным царю алексею михайловичу, по желанию которого вскоре назначается архимандритом московского новоспасского монастыря. в 1648 г. никон – митрополит новгородский.
в 1652 г. никон перевозит в москву из соловецкого монастыря мощи святого митрополита филиппа (память 23 декабря с. в это время в москве умирает патриарх иосиф, и никон избирается его преемником.
еще при патриархе иосифе, в видах упорядочивания церковной жизни, образовался в москве кружок ревнителей, с царским духовником стефаном вонифатьевым во главе. воззрения ревнителей разделял и никон. сам царь, примыкая к ревнителям в общей постановке , на способ ее осуществления имел, однако, особый взгляд, так как сколнен был придавать церковной реформе политическое значение. алексей михайлович считал необходимым тесное единение церкви с греческой и малороссийской, а оно, по его мнению, могло быть достигнуто путем согласования церковной практики с греческими образцами.
царя и патриарха связывала настоящая дружба. еще будучи архимандритом, никон каждую пятницу ездил к царю во дворец, и они подолгу засиживались за откровенной беседой; царь и сам нередко его навещал. когда никон стал патриархом, царь иногда целые дни проводил с ним в загородных монастырях.
первым важным распоряжением никона и вместе с тем началом церковной реформы было предписание (в 1653 г.) "творить в церкви" вместо "метаний на колену" поклоны "в пояс" и креститься "тремя персты". созванный патриархом никоном в 1654 г. собор постановил исправить богослужебные книги по древним рукописям. собор 1656 г. одобрил служебник никона и проклял крестящихся двумя перстами.
противники никона восстановили царя против патриарха. никон сложил с себя сан и уехал в воскресенский монастырь. на состоявшемся в 1666 г. в москве соборе никон был приговорён к лишению сана и сослан в ферапонтов монастырь, а после в более тяжелое заключение – в кирилло-белозерский монастырь. царь федор алексеевич решается перевести никона в воскресенский монастырь, а вместе с тем ходатайствует перед восточными патриархами о разрешении никона и о восстановлении его в патриаршем достоинстве. разрешительная грамота уже не застала никона в живых: он скончался на пути, в ярославле, 17 августа 1681 г., и был погребен в воскресенском монастыре как патриарх.