ЗАДАНИЕ № 3
Прочитайте внимательно текст и ответьте на во к нему.
Из «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина
В усердной любви к гражданскому образованию Борис превзошел всех древнейших
венценосцев России, имев намерение завести школы и даже университеты, чтобы учить
молодых россиян языкам европейским и наукам: в 1600 году он посылал в Германию немца
Иоганна Крамера, уполномочив его искать там и привезти в Москву профессоров и
докторов. Сие важное намерение не исполнилось, как пишут, от сильных возражений
духовенства… Но оставив мысль заводить университеты в России, царь послал 18 молодых
боярских людей в Лондон, в Любек и во Францию учиться языкам иноземным…
Вам самим известно, что в году Карл Ходкевич приходил со всем полевым
войском; Сапега был тоже с большим войском, и сидели в Москве, и с Зборовским и со
многими другими полковниками; много было тогда польского и литовского войска;
никогда прежде не бывало столько ваших людей, и однако мы, надеясь на милость Божию,
не убоялись множества польских и литовских людей, а теперь вы сами видели, как гетман
пришел и с каким бесчестьем и страхом он ушел от вас. Сдайтесь нам пленными…»
1 К какому веку относится этот документ? Какой самозванец появился в это время? С
какими событиями связан этот документ?
2 Используя текст документа, укажите, почему интервенты оказались в Москве и в
каком положении они там находились. Определите, что нового вы узнали из данного
источника по изучаемым событиям.
3 Используя текст документа и знания по курсу истории, укажите роль народа в борьбе с
иноземными захватчиками. Назовите не менее трех событий, связанных с этой борьбой.
Единство Джучиева улуса, державшееся не столько на экономических связях, сколько на деспотической власти ханов Золотой Орды, было нарушено во время двадцатилетней феодальной междоусобицы, начавшейся во второй половине XIV в. Восстановление единства государства в правление хана Тохтамыша было временным явлением, связанным с осуществлением политических замыслов Тимура, оно было нарушено им же самим. Те слабые экономические связи, которые покоились на караванной торговле, до поры до времени могли служить связующим звеном между отдельными улусами. Как только изменились пути караванной торговли, слабые экономические связи оказались недостаточными для сохранения единства улусов. Государство начало распадаться на отдельные части, со своими отдельными, местными центрами.
Во-вторых, Великому князю удалось нейтрализовать сепаратистские наклонности боярства. Он верно определил слабое место боярства — владение вотчинами, составлявшее основу его экономического и политического влияния. Василий Васильевич, пользуясь правом верховного собственника земли, конфисковал («записал на себя») все земли бояр-мятежников, поддержавших Шемяку. Эта акция послужила надежным уроком для всего боярства. Вот так как то