Вдревнегреческих школах обучались с 7 лет только мальчики, девочки воспитывались в семье. мальчикам полагалось иметь троих учителей: грамматиста, педотриба и кифариста. грамматист первоначально обучал детей чтению и письму, а когда они полностью овладевали этими навыками, то дальнейшее обучение заключалось в изучение древней и законодательства. а кифарист должен был обучать детей игре на таких инструментах, как лира и кифара. основной воспитания была подготовка к военной службе, ведь это было остро необходимо для того, чтобы юноши могли защищать свою родину. а при педотриба дети обучались бегу, прыжкам, метанию копья и дисков, педотриба можно назвать учителем гимнастики. такими способами дети обучались своей страны, ее обычаям и традициям, развивали в себе выносливость и умение переносить любые испытания, упорство в достижении поставленных целей. также при таком обучении воспитывались и тренировались будущие чемпионы олимпийский игр в древней греции. обучение в олигархической спарте проводилось с большим акцентом менно на подготовку мальчиков, умение выдерживать лишения, голод, боль и стужу были основой обучения любого спартанца. с 4 века до н. э. для обучения стали привлекать философов, которые могли обучить детей мудрости. софисты обучали искусству риторики и искусству спора – для жизни в древней греции эти умения были крайне важны. в 392 году до н. э. была основа школа риторики исократа, а спустя несколько лет была открыта знаменитая академия платона.
Начиная с 5 в. до н.э. можно достаточно подробно проследить эволюцию военного искусства греческих армий. этот период достаточно подробно описывают геродот, фукидид, ксенофонт, диодор, плутарх. их данные можно дополнить информацией из непота, полиэна и других античных авторов. армии греческих полисов, в большинстве случаев в начале рассматриваемого периода состоят из тяжело вооруженных гоплитов , образующих фалангу. гражданское ополчение собирается на войну против соседнего полиса, армии сходятся, сражаются в генеральной битве, после чего граждане возвращаются к своим мирным делам. к концу века многие греческие армии состоят из воинов, участвующих в боевых действиях постоянно. граждане надолго отрываются от мирной жизни, участвуют в длительных заграничных походах. появляется категория солдат, живущих войной – профессиональных наемников. греческих наемников охотно используют как греческие полисы, так и другие государства. на протяжении 5 в. в греческих армиях возрастает роль легкой и средней пехоты и конницы, совершенствуется взаимодействие родов войск.