Задания на повторение пройденного материала §16. «Батыево нашествие на Русь». Задание1. Каждый правильный ответ оценивается Максимальное количество -3. Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки. «Первый удар по русским землям монголы нанесли в 1237г.. Подойдя к Рязани, Мамай потребовал от её жителей десятую часть «от всего, что имеете в земле вашей». На переговоры с монголами отправился княжеский сын Юрий с богатыми дарами. Но монголы выдвинули новые унизительные требования и получили решительный отказ от рязанцев. Княжеский сын вместе с послами был предан мучительной смерти». Найдите фактические ошибки и исправьте их. ответ оформите следующим образом. Положение текста, в котором допущена ошибка Исправленное положение текста 1) 2) Задание2.Назовите имя героя рязанского народного эпоса XIII века, защитника города от войск монголо-татар. Максимальное количество -1. ответ Задание 3. Какой из указанных в перечне городов не был разорён монголами? Максимальное количество -1. 1)Киев 2)Москва 3)Торжок 4)Чернигов 5)Новгород 6)Рязань 7)Владимир Задание 4. Прочитайте отрывок из Ипатьевской летописи и ответьте на во Максимальное количество -2. «И нечестивые узнали, что у людей в городе крепкий дух и нельзя обманными словами взять города…Татары же бились около города, желая захватить его…Горожане же на ножах резались с ними и постановили выйти на полки татарские, и вышли из города, и напали на полки их, убили у татар 4 тысячи и сами были перебиты. Батый же взял город и не пощадил никого…С тех пор татары не смеют называть этот город, потому что бились около него семь недель». 1) О каком городе идёт речь? 2) Как татары назвали этот город? Задание 5. Укажите причину успеха завоевательного похода Батыя на Русь. 1)нежелание горожан защищать свои города 2)организация совместного похода войска Батыя и европейских правителей 3)раздробленность русских земель монголам со стороны католической церкви
2. Эпидемии, голод и войны были главными факторами, которые ограничивали рост населения, влияли на движение народонаселения и повседневная жизнь человека в XVI - первой половине XVII в.
3. Важную роль в борьбе за господство на мировом рынке играло обладание колониями.
Вроде все
Ятвяги (судавы) - народ, входящий в балтийскую группу, в которую помимо них входили такие народы как аукштайты, жемайты (жмудь), земгалы, пруссы, скальвы, надравы, галинды, курши, латгалы. Часть этих народов впоследствии сформировала литовский этнос, часть - латышский. Некоторые были ассимилированы соседними народами, а некоторые - просто уничтожены, как, например, пруссы, фактически полностью истреблённые немецкими рыцарями-тевтонцами.

Историческая территория расселения ятвягов до сих пор вызывает споры. Например, вот как она выглядит на нижеприведённой карте:

Однако есть все основания считать, что до IX века (начиная с которого ведут своё летоисчисление большинство летописей) ареал расселения ятвягов, как, впрочем, и вообще племён балтийской группы - был намного шире и охватывал значительную часть современной Беларуси. Это можно проследить, например, по топонимике - например, в Ивацевичском районе Брестской области, недалеко от Косово, есть деревня Ятвезь - нет никаких сомнений, что своим названием она обязана племени ятвягов. По данным археологических раскопок считается, что в древности балтийские племена заселяли обширные территории вплоть до Оки, и лишь впоследствии они были вытеснены и/или ассимилированы славянами. Считается, что белорусский этнос возник в результате слияния славян с балтами, что подтверждается, в частности, лингвистическим анализом белорусского и балтийских языков. Балтийские языки - это вообще довольно интересное явление в индо-европейской языковой группе. Они в большей степени похожи на санскрит, чем, например, славянские или германские языки, что даёт основания относить их к "реликтовым" языкам, наиболее сохранившим связь с гипотетическим пра-индоевропейским языком. Сколь уникален и самобытен язык балтов, столь же интересна и самобытна их культура в целом. Балтийские народы намного позже других в Европе приняли христианство, сохранив тем самым очень много архаичных, уходящих корнями в глубокую древность, традиций. Восстановить утраченное, собрать по крупицам скудные, едва уцелевшие знания и культуру - интересная и увлекательная задача, которую ещё только предстоит выполнить.
Некоторые современные историки и этнографы почему-то относят ятвягов к вымершим народам. Однако, это не так. Остатки этого некогда крупного народа до сих пор живут на территории современной Польши, в окрестностях города Сувалки. Жив и язык ятвягов, хотя некоторые языковеды всё же склонны относить его к одному из диалектов литовского, нежели к самостоятельному языку. Многие люди, которым не безразлична судьба этого народа, прилагают свои усилия, чтобы сохранить культуру и язык ятвягов, не дав им окончательно исчезнуть. В интернете создан неплохой проект Suduva.com, где собрана всевозможная информация о современной ятвяжской культуре.