Задания по суммативному оцениванию по всемирной истории за раздел «Рим на рубеже эпох»
Решите тест
1. В Римском государстве в IV в. До н.э.:
А) Императоры обладали неограниченной властью
Б) Народное собрание было высшим органом власти
В) За исполнение государственных должностей платили
Г) Сенат в своих действиях отчитывался перед Народным собранием
2. Римской республике правом вето обладали:
А) сенаторы
Б) императоры
В) консулы
Г) народные трибуны
3. Римлянин Варрон называл рабов "говорящими" орудиями труда, потому что римляне:
А) относились к рабам как к вещи
Б) уважительно относились к рабам
В) заставляли рабов петь во время работы
Г) отказались от использования плугов, мотыг и лопат
4. Порядок управления, при котором государством управляют ВЫБРАННЫЕ на определённый срок должностные лица, называется:
А) империей
Б) провинцией
В) державой
Г) республикой
5. Архитектурным памятником Древнего Рима является:
А) Парфенон
Б) колонна Трояна
В) Фаросский маяк
Г) пирамида Хеопса
6. Как звали легендарного основателя Рима?
А) Август
Б) Ромул
В) Риммоний
Г) Цезарь
7. По легенде близнецы Ромул и Рем были вскормлены молоком...
А) коровы
Б) горной козы
В) волчицы
Г) львицы
8. Какие термины служат для обозначения зависимого населения в Римском государстве? Укажите ДВА верных ответа.
А) колоны
Б) апостолы
В) "рабы с хижинами"
Г) патриции
9. Кто сказал:
А) "Лучше погибнуть в борьбе за свободу, чем зря рисковать своей жизнью"
Б) "Жребий брошен!"
В) "Так да погибнет всякий, нарушивший границы города!"
ответ:
Продвижение в Среднюю Азию стало возможным после присоединения к России всего Казахстана (50-е гг. XIX в .). Отсюда было развернуто военное давление на Кокандское, Бухарское и Хивинское ханства. К середине 70-х гг. во вновь созданное Туркестанское генерал-губернаторство с центром в Ташкенте вошли территории Коканд-ского ханства. Хивинский хан уступил России земли по правому берегу Амударьи и, как и бухарский эмир, признал протекторат России. В начале 80-х гг. завершилось подчинение туркменских племен, вошедших в состав Закаспийской области. К 90-м гг. удалось договориться с Англией, обеспокоенной успехами России, о четком разграничении сфер влияния и территорий в Средней Азии. В частности, за Россией оставался Памир, а Хива и Бухара находились от нее в зависимости.
На Дальнем Востоке Россия получила от Китая Амурскую область (договор 1858 г. ) и Уссурийский край (договор 1860 г.) . Было заключено два договора с Японией — в 1855 и 1875 гг. Согласно договору 1875 г. Россия получала остров Сахалин, а Япония — острова Курильской гряды. Освоение Дальнего Востока Россией происходило довольно медленно. Экономические и стратегические выгоды от обладания огромным краем, имевшим непосредственный выход к Тихому океану, власти начали осознавать лишь к концу 80-х — 90-м гг. Строительство Транссибирской железнодорожной магистрали свидетельствовало о намерениях России укрепиться на Дальнем Востоке всерьез и навсегда.
Российская империя в XIX в . была многонациональной и многоконфессиональной державой. Ее исторической и этнической основой являлся русский народ. Россия была православной монархией, в которой Русская православная церковь занимала ведущие позиции. Показательно, что в документе, удостоверяющем личность человека, указывалась не его национальность, а вероисповедание. Крупнейшими наряду с русскими этносами были во второй половине XIX в . украинцы, белорусы, поляки, татары, немцы, башкиры, финны, евреи и др. ; россияне исповедовали православие, ислам, католицизм, протестантизм, буддизм, иудаизм.
Успешная национальная политика являлась непременным условием стабильности и целостности страны. Дать ее характеристику чрезвычайно сложно, приходится говорить, что она не была целостной и имела существенные особенности по регионам. Кроме того, относительно либеральная национальная политика Александра II существенно отличалась от национальной политики Александра III, взявшего курс на русификацию.
Максимальной автономией в развитии национальной культуры, языка, обычаев пользовалась Финляндия; в Средней Азии на русском языке велось лишь официальное делопроизводство, во всем остальном местное население придерживалось национальных традиций, обрядов, верований, языка. Либеральной в целом была национальная политика в Прибалтике.
Гибкая политика проводилась в отношении народов Поволжья, Закавказья, Алтая, Якутии и др. : приобщая их к русской культуре, центральная власть вместе с тем вносила существенную лепту в формирование национальной интеллигенции, развитие письменности и языка, создание системы образования.
На Украине и в Белоруссии национальная политика имела более жесткий характер. Принимались распоряжения, запрещавшие печатать на украинском и белорусском языках учебную литературу, гонениям подвергались представители национальной интеллигенции, нередко обвинявшейся в сепаратизме и национальном эгоизме. Похожей была ситуация в Польше, где русификация признавалась одной из целей национальной политики.
В период 1807–1811 годов внешняя политика Российской Империи развивалась по двум направлениям: европейскому, связанному с соперничеством России и Франции, и восточному, цель которого – укрепить позиции на Балканском полуострове и Закавказье.
Европейское направление включало в себя противостояние России и наполеоновской Франции. В ответ на французские завоевательные походы Австрия, Англия, Пруссия, Швеция и Российская Империя создали IV Антифранцузскую коалицию. Она просуществовала до 1807 года и боролась с натиском Наполеона с переменным успехом: в бою при Прейсиш-Эйлау русским войскам удалось победить Французскую армию, но в 1807 г. столкновение при Фридланде было проиграно.
7 июля 1807 г. между Россией и Францией был заключён Тизильтский мирный договор, разрушена коалиция. Тизильтский мир фактически запрещал агрессию Российской империи, но оставлял это право Франции. По его итогам Россия заключила перемирие с Османской Империей (см. южное направление), выводила войска из дунайских княжеств и присоединялась к континентальной блокаде бывшего союзника – Англии. По причине последнего, Россия потеряла главного торгового и дипломатического партнёра, понесла экономические потери.