1 по шелковому пути к буддийским святыням. сюань цзян г оворят, путешественником надо родиться. иначе трудно понять, почему один живет, не покидая родного дома, а другой проводит жизнь в экспедициях и походах. испытанных землепроходцев во все века было немного, и имена их становились известными всему свету. тем более на востоке, где путешествие всегда считалось благочестивым занятием, направлялся ли в дальний путь торговый караван или шагал одинокий путник по «святым местам». молодому буддийскому монаху сюань цзяну в его путешествии из китая в индию доводилось быть и хозяином большого каравана, и простым пилигримом с посохом в руке. он испытал много опасностей, пережил немало приключений, бывал на краю гибели, но даже в самые тяжелые минуты не терял 22
2 присутствия духа, воспринимая испытания, как и подобает буддийскому монаху, философски. единственное, что он не позволял себе на своем долгом пути это повернуть назад. таким образом он преодолел десять тысяч миль. и недаром китайский император таи тсун из династии тан называл сюань цзяна «сокровищем империи». имя этого молодого монаха, совершившего в седьмом веке путешествие по великому шелковому пути, стало известно в азии, так же, как имя марко поло в европе. «записки о путешествии по западным территориям во времена правления в китае династии великого тана», которые сюань цзян написал для императора таи тсуна, и в наше время остаются основным документом об азии до прихода туда воинов ислама. он создал представление о великом шелковом пути и удивительном средневековом мире, в котором странники были посланцами доброй воли, искателями приключений, исследователями, философами и проповедниками религиозных учений. сюань цзян родился в провинции хунань в 602 году в конфуцианской семье, где ученость и образованность были традицией. под влиянием одного из его четырех старших братьев, ставшего буддийским монахом, восьмилетний цзян начал изучать буддийские письмена. в двенадцать лет он проявил удивительное упорство в достижении цели, добиваясь посвящения в монахи. заявив чиновнику, что его «единственной целью в осуществлении этого шага является широкое распространение света религии будды», он опередил 23
3 несколько сотен гораздо более старших по возрасту кандидатов и стал послушником мужского монастыря. несколько лет сюань цзян изучал истины буддизма, мистическое учение большой колесницы, или махаяны, постигал мудрости «бодхисатвы» пути нравственного самосовершенствования. его философией стало сострадание и милосердие, всем сознательным существам добиться спасения. в 622 году он был полностью посвящен в монахи. по словам современников, молодой монах был красивым высоким юношей со статной фигурой, яркими глазами, свежим лицом и благородным лбом. он любил одеваться в просторную одежду и носить широкие пояса, что придавало ему вид ученого. он имел чистый звонкий голос и изящно изъяснялся, держался элегантно и смотрел прямо, как и подобает буддийскому монаху, а не бросал взгляды по сторонам. изучая буддийские тексты, сюань цзян пришел к выводу, что в переводах с санскрита имеется много неточных и путанных мест, а в самих собраниях рукописей существуют большие пробелы. и молодой монах решил совершить паломничество в северную индию, к священным местам буддизма, где зародилось само учение и где жил его основатель. он надеялся из путешествия подлинные книги буддизма. но богоугодное дело приходилось начинать тайно и ночью, потому что император был против этого путешествия. тем не менее, наш герой в 629 году покинул сиань и отправился в путь к западным провинциям китая. по караванным тропам великого 24
По люблинской унии 1569 года литва объединилась с польшей в одно государство – речь посполитую. в его состав вошли и украинские земли: волынь, киевщина, восточная часть подолии, часть левобережной украины. украинский социум в составе речи посполитой переживает так и не завершившийся процесс формирования национальной элиты – православной шляхты и городского казачества. вместе с тем в конце xvi – начале xvii веков происходит закрепощение украинского крестьянства, которое сопровождается установлением национально-религиозного неравенства, при котором украинцы ограничиваются в правах, а польско-католическое население пользуется различными привилегиями в промыслах, торговле и других сферах. восстания украинцев 1591-1596 годов (к. косинский, с. наливайко) оказались неудачными. по брестской унии 1596 года православная церковь на территории речи посполитой была подчинена папе римскому. возникает так называемая униатская церковь.
1 по шелковому пути к буддийским святыням. сюань цзян г оворят, путешественником надо родиться. иначе трудно понять, почему один живет, не покидая родного дома, а другой проводит жизнь в экспедициях и походах. испытанных землепроходцев во все века было немного, и имена их становились известными всему свету. тем более на востоке, где путешествие всегда считалось благочестивым занятием, направлялся ли в дальний путь торговый караван или шагал одинокий путник по «святым местам». молодому буддийскому монаху сюань цзяну в его путешествии из китая в индию доводилось быть и хозяином большого каравана, и простым пилигримом с посохом в руке. он испытал много опасностей, пережил немало приключений, бывал на краю гибели, но даже в самые тяжелые минуты не терял 22
2 присутствия духа, воспринимая испытания, как и подобает буддийскому монаху, философски. единственное, что он не позволял себе на своем долгом пути это повернуть назад. таким образом он преодолел десять тысяч миль. и недаром китайский император таи тсун из династии тан называл сюань цзяна «сокровищем империи». имя этого молодого монаха, совершившего в седьмом веке путешествие по великому шелковому пути, стало известно в азии, так же, как имя марко поло в европе. «записки о путешествии по западным территориям во времена правления в китае династии великого тана», которые сюань цзян написал для императора таи тсуна, и в наше время остаются основным документом об азии до прихода туда воинов ислама. он создал представление о великом шелковом пути и удивительном средневековом мире, в котором странники были посланцами доброй воли, искателями приключений, исследователями, философами и проповедниками религиозных учений. сюань цзян родился в провинции хунань в 602 году в конфуцианской семье, где ученость и образованность были традицией. под влиянием одного из его четырех старших братьев, ставшего буддийским монахом, восьмилетний цзян начал изучать буддийские письмена. в двенадцать лет он проявил удивительное упорство в достижении цели, добиваясь посвящения в монахи. заявив чиновнику, что его «единственной целью в осуществлении этого шага является широкое распространение света религии будды», он опередил 23
3 несколько сотен гораздо более старших по возрасту кандидатов и стал послушником мужского монастыря. несколько лет сюань цзян изучал истины буддизма, мистическое учение большой колесницы, или махаяны, постигал мудрости «бодхисатвы» пути нравственного самосовершенствования. его философией стало сострадание и милосердие, всем сознательным существам добиться спасения. в 622 году он был полностью посвящен в монахи. по словам современников, молодой монах был красивым высоким юношей со статной фигурой, яркими глазами, свежим лицом и благородным лбом. он любил одеваться в просторную одежду и носить широкие пояса, что придавало ему вид ученого. он имел чистый звонкий голос и изящно изъяснялся, держался элегантно и смотрел прямо, как и подобает буддийскому монаху, а не бросал взгляды по сторонам. изучая буддийские тексты, сюань цзян пришел к выводу, что в переводах с санскрита имеется много неточных и путанных мест, а в самих собраниях рукописей существуют большие пробелы. и молодой монах решил совершить паломничество в северную индию, к священным местам буддизма, где зародилось само учение и где жил его основатель. он надеялся из путешествия подлинные книги буддизма. но богоугодное дело приходилось начинать тайно и ночью, потому что император был против этого путешествия. тем не менее, наш герой в 629 году покинул сиань и отправился в путь к западным провинциям китая. по караванным тропам великого 24