ЗАКОНСПЕКТИРУЙТЕ !! В августе 1881 г. Александр III утвердил «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия». В соответствии с ним правительство могло в любой губернии по представлению местных властей ввести чрезвычайное положение, которое расширяло полномочия местных властей (генерал-губернаторов, губернаторов, градоначальников). Чрезвычайное положение означало, что власти губернии могли издавать особые постановления, охраняющие «общественное спокойствие», штрафовать или подвергать аресту (сроком не более 3 месяцев) тех, кто эти постановления не соблюдает, а также выдворять неугодных лиц за пределы губернии. Местным властям было дано также право запрещать народные собрания, приостанавливать деятельность земств, закрывать торговые и промышленные заведения, если это угрожает государственной безопасности и нарушает «общественное спокойствие». Многие губернии воспользовались таким правом. Первоначально «Положение» вводилось в губернии на 1,5 года, но возобновить его, как правило, не представляло труда.
Другим направлением внутренней политики было укрепление позиций помещиков в уездах и губерниях. Наиболее значительными из мер в этом направлении стали создание на местах должности земского начальника и земская контрреформа.
Земские начальники с 1889 г. были поставлены во главе земского участка (в каждом уезде таких участков было 4—5). Назначались они министром внутренних дел из числа местных потомственных помещиков. А между тем заниматься им приходилось делами крестьянскими. Им подчинялись все представители выборного крестьянского управления — десятские, сотские, волостные старшины. Следя за соблюдением порядка, сбором податей, обеспечением воинской повинности, земские начальники получили право штрафовать крестьян, подвергать их телесным наказаниям, сажать под арест. В целом подобное преобразование в полной мере заслуживало название контрреформы, поскольку правительство явно пыталось здесь свести на нет одну из важнейших сторон реформы 1861 г. — потерю помещиками власти над крестьянами. Теперь, хотя бы отчасти, эта власть восстанавливалась в лице земских начальников.
Земская контрреформа 1890 г. преследовала те же цели, что и введение должности земских начальников — подчинение дворянам земского самоуправления. Это было сделано путём изменений в системе выборов. Для землевладельческой курии имущественный ценз был снижен вдвое, для городской же значительно повышен. Теперь гласные-помещики стали численно преобладать в земствах. Крестьянская же избирательная курия вообще потеряла право самостоятельного выбора: окончательное решение по предложенным кандидатам в гласные принимал губернатор. Это давало возможность отсечь от земской деятельности «крикунов и смутьянов».
Стремясь укрепить поместное дворянство, самодержавие поставило себя в сложное положение. Немногие процветающие помещики, перестроившие своё хозяйство на новый лад, обычно меняли и свои взгляды, проникались либеральными убеждениями и были недовольны политикой властей. Рассчитывать на них правительство не могло. Поддерживали его в основном помещики старого, крепостнического закала, чьё хозяйство велось за счёт отработок. Но эти помещики теперь часто с трудом сводили концы с концами, разорялись и теряли своё значение на местах.
Правительство пыталось исправить ситуацию, оказывая помещикам ещё и финансовую поддержку: в 1885 г. был учреждён Дворянский банк, дававший ссуды на льготных условиях под залог поместий. В первый же год банк ссудил помещикам почти 70 млн рублей. Эти деньги замедлили ход оскудения поместного дворянства, но остановить его не могли.