Декабристы, русские революционеры, поднявшие в декабре 1825 восстание против самодержавия и крепостничества (название получили по месяцу восстания). Д. были дворянскими революционерами, их классовая ограниченность наложила печать на движение, которое по лозунгам было антифеодальным и связано с назреванием предпосылок буржуазной революции в России. Процесс разложения феодально-крепостнического строя, отчётливо проявившийся уже во 2-й половине 18 в. и усилившийся в начале 19 в., явился базой, на которой выросло это движение. В. И. Ленин назвал эпоху всемирной истории между Великой французской революцией и Парижской Коммуной (1789—1871) «... эпохой буржуазно-демократических движений вообще, буржуазно-национальных в частности, эпохой быстрой ломки переживших себя феодально-абсолютистских учреждений» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 26, с. 143). Движение Д. явилось органическим элементом борьбы этой эпохи. Антифеодальное движение во всемирно-историческом процессе нередко включало в себя элементы дворянской революционности, которые были сильны в Английской революции 17 в., в испанской освободительной борьбе 1820-х гг. и особенно отчётливо проявились в польском движении 19 в. Россия не была исключением в этом отношении. Слабость русской буржуазии тому, что «первенцами свободы» в России стали революционные дворяне. Отечественная война 1812, участниками которой оказались почти все основатели и многие активные члены будущего движения Д., последующие заграничные походы 1813—14 явились для них в известной степени политической школой.
В 1816 молодые офицеры А. Муравьев, С. Трубецкой, И. Якушкин, С. Муравьев-Апостол и М. Муравьев-Апостол, Н. Муравьев основали первое тайное политическое общество — «Союз или «Общество истинных и верных сынов Отечества». Позже в него вступили П. Пестель и др. — всего около 30 человек. Работа над улучшением программы и поиски более совершенных действия для ликвидации абсолютизма и отмены крепостного права привели в 1818 к закрытию «Союза и основанию нового, более широкого общества — «Союза благоденствия» (около 200 человек.). Новое общество считало основной целью формирование в стране «общественного мнения», которое представлялось Д. главной революционной силой, движущей общественную жизнь. В 1820 совещание руководящего органа «Союза благоденствия» — Коренной управы — по докладу Пестеля единогласно высказалось за республику. Основной силой переворота решено было сделать армию, которой руководили бы члены тайного общества. Происшедшее на глазах Д. выступление в Семёновском полку (1820) в Петербурге дополнительно убедило Д., что армия готова к движению (солдаты одной из рот заявили протест против жестокого обращения командира полка Шварца. Рота была отправлена в Петропавловскую крепость. Остальные роты также отказались повиноваться командирам, после чего весь полк был отправлен в крепость, а затем расформирован). По мнению Д., революция должна была совершиться для народа, но без его участия. Устранить активное участие народа в грядущем перевороте казалось Д. необходимым для того, чтобы избежать «ужасов народной революции» и сохранить за собой руководящее положение в революционных событиях.
Казахстан в XVII в. был политически раздробленной страной. Между казахскими жузами не сложилось устойчивых экономических и политических связей. Особенно слабы были связи Младшего и Среднего жузов со Старшим.
Экономическая отсталость Казахского ханства, господство натурального хозяйства, отсутствие внутреннего рынка, упадок городов на юге Казахстана - все это обуславливало невозможность объединения казахских земель в централизованное государство, преодоления раздробленности.
Феодальные усобицы усилились в первой четверти XVII в. Хотя наследовавший Тевеккелю хан Есим (1598 - 1628) заключил с Бухарой мир. Отдельные крупные казахские султаны стали фактически независимыми от хана Есима. Особенно выделялся среди них Турсун-Мухаммад. Он объявил себя ханом в Ташкенте и в знак самостоятельности своего правления стал чеканить там собственную монету и собирал с населения «бадж и харадж» (пошлину и поземельный налог).
Хан Есим на какое-то время вынужден был смириться с действиями Турсун-хана и даже предпринять вместе с ним несколько походов, направленных против мятежного казахского султана Абулая. Отношения двух казахских ханов между тем постепенно обострялись и доходили до военных столкновений. Вражда двух ханов окончилась гибелью Турсун-Мухаммада от руки Есим-хана.
После Есим-хана положение Казахского ханства еще более ухудшилось, ширились феодальные усобицы, джунгары на время захватили часть Семиречья, подчинив кочевавших здесь казахов и киргизов. Хотя бухарские войска заняли Ташкент и теснили казахов, одному из казахских ханов Джангиру удалось убедить бухарского правителя в необходимости военного союза для борьбы с джунгарами. Большую часть своей жизни Джангир был занят отражением набегов джунгаров, в ходе борьбы с которыми он погиб.
В 1680 г, престол ханства перешел к сыну Джангира, хану Тауке (1680 - 1718). Новый хан стремился укрепить свою власть с такой социальной опоры, как бии, составлявшие значительную группы феодального класса. Окружив себя биями, Тауке повел борьбу против старой именитой знати, которая была носительницей сепаратистских тенденций и открыто выступала против ханской власти.
Хан Тауке примерно в 1987 - 1688 гг. вел переговоры с бухарским ханом Субханкули по поводу Ташкента и даже попытался взять город. В Присырдарье ханская власть Тауке была прочной, и Туркестан был его столицей, о которой не раз сообщали русские послы в своих донесениях.
Декабристы, русские революционеры, поднявшие в декабре 1825 восстание против самодержавия и крепостничества (название получили по месяцу восстания). Д. были дворянскими революционерами, их классовая ограниченность наложила печать на движение, которое по лозунгам было антифеодальным и связано с назреванием предпосылок буржуазной революции в России. Процесс разложения феодально-крепостнического строя, отчётливо проявившийся уже во 2-й половине 18 в. и усилившийся в начале 19 в., явился базой, на которой выросло это движение. В. И. Ленин назвал эпоху всемирной истории между Великой французской революцией и Парижской Коммуной (1789—1871) «... эпохой буржуазно-демократических движений вообще, буржуазно-национальных в частности, эпохой быстрой ломки переживших себя феодально-абсолютистских учреждений» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 26, с. 143). Движение Д. явилось органическим элементом борьбы этой эпохи. Антифеодальное движение во всемирно-историческом процессе нередко включало в себя элементы дворянской революционности, которые были сильны в Английской революции 17 в., в испанской освободительной борьбе 1820-х гг. и особенно отчётливо проявились в польском движении 19 в. Россия не была исключением в этом отношении. Слабость русской буржуазии тому, что «первенцами свободы» в России стали революционные дворяне. Отечественная война 1812, участниками которой оказались почти все основатели и многие активные члены будущего движения Д., последующие заграничные походы 1813—14 явились для них в известной степени политической школой.
В 1816 молодые офицеры А. Муравьев, С. Трубецкой, И. Якушкин, С. Муравьев-Апостол и М. Муравьев-Апостол, Н. Муравьев основали первое тайное политическое общество — «Союз или «Общество истинных и верных сынов Отечества». Позже в него вступили П. Пестель и др. — всего около 30 человек. Работа над улучшением программы и поиски более совершенных действия для ликвидации абсолютизма и отмены крепостного права привели в 1818 к закрытию «Союза и основанию нового, более широкого общества — «Союза благоденствия» (около 200 человек.). Новое общество считало основной целью формирование в стране «общественного мнения», которое представлялось Д. главной революционной силой, движущей общественную жизнь. В 1820 совещание руководящего органа «Союза благоденствия» — Коренной управы — по докладу Пестеля единогласно высказалось за республику. Основной силой переворота решено было сделать армию, которой руководили бы члены тайного общества. Происшедшее на глазах Д. выступление в Семёновском полку (1820) в Петербурге дополнительно убедило Д., что армия готова к движению (солдаты одной из рот заявили протест против жестокого обращения командира полка Шварца. Рота была отправлена в Петропавловскую крепость. Остальные роты также отказались повиноваться командирам, после чего весь полк был отправлен в крепость, а затем расформирован). По мнению Д., революция должна была совершиться для народа, но без его участия. Устранить активное участие народа в грядущем перевороте казалось Д. необходимым для того, чтобы избежать «ужасов народной революции» и сохранить за собой руководящее положение в революционных событиях.
Казахстан в XVII в. был политически раздробленной страной. Между казахскими жузами не сложилось устойчивых экономических и политических связей. Особенно слабы были связи Младшего и Среднего жузов со Старшим.
Экономическая отсталость Казахского ханства, господство натурального хозяйства, отсутствие внутреннего рынка, упадок городов на юге Казахстана - все это обуславливало невозможность объединения казахских земель в централизованное государство, преодоления раздробленности.
Феодальные усобицы усилились в первой четверти XVII в. Хотя наследовавший Тевеккелю хан Есим (1598 - 1628) заключил с Бухарой мир. Отдельные крупные казахские султаны стали фактически независимыми от хана Есима. Особенно выделялся среди них Турсун-Мухаммад. Он объявил себя ханом в Ташкенте и в знак самостоятельности своего правления стал чеканить там собственную монету и собирал с населения «бадж и харадж» (пошлину и поземельный налог).
Хан Есим на какое-то время вынужден был смириться с действиями Турсун-хана и даже предпринять вместе с ним несколько походов, направленных против мятежного казахского султана Абулая. Отношения двух казахских ханов между тем постепенно обострялись и доходили до военных столкновений. Вражда двух ханов окончилась гибелью Турсун-Мухаммада от руки Есим-хана.
После Есим-хана положение Казахского ханства еще более ухудшилось, ширились феодальные усобицы, джунгары на время захватили часть Семиречья, подчинив кочевавших здесь казахов и киргизов. Хотя бухарские войска заняли Ташкент и теснили казахов, одному из казахских ханов Джангиру удалось убедить бухарского правителя в необходимости военного союза для борьбы с джунгарами. Большую часть своей жизни Джангир был занят отражением набегов джунгаров, в ходе борьбы с которыми он погиб.
В 1680 г, престол ханства перешел к сыну Джангира, хану Тауке (1680 - 1718). Новый хан стремился укрепить свою власть с такой социальной опоры, как бии, составлявшие значительную группы феодального класса. Окружив себя биями, Тауке повел борьбу против старой именитой знати, которая была носительницей сепаратистских тенденций и открыто выступала против ханской власти.
Хан Тауке примерно в 1987 - 1688 гг. вел переговоры с бухарским ханом Субханкули по поводу Ташкента и даже попытался взять город. В Присырдарье ханская власть Тауке была прочной, и Туркестан был его столицей, о которой не раз сообщали русские послы в своих донесениях.