Сходства между западниками и славянофилами было немного; оно сводилось лишь к тому, что и те, и другие были российскими общественно-политическими движениями. Взгляды же, которые продвигали эти движения, были противоположными. Западники выступали за продолжение курса XVIII века на просвещение и вестернизацию России, за заимствование у Европы новых политических и экономических концепций. Славянофилы были более консервативным движением, они считали, что у России есть свой путь, отличный от Европы; радикальные славянофилы симпатизировали Московской Руси XVII века и считали, что Пётр I был неправ, когда начал свои реформы.
Сходства между западниками и славянофилами было немного; оно сводилось лишь к тому, что и те, и другие были российскими общественно-политическими движениями. Взгляды же, которые продвигали эти движения, были противоположными. Западники выступали за продолжение курса XVIII века на просвещение и вестернизацию России, за заимствование у Европы новых политических и экономических концепций. Славянофилы были более консервативным движением, они считали, что у России есть свой путь, отличный от Европы; радикальные славянофилы симпатизировали Московской Руси XVII века и считали, что Пётр I был неправ, когда начал свои реформы.
Западники:
- одобряли реформы Петра
- на них повлияли и они разделяли идеи просвещения
- видели Европу – идеалом, к которому нужно стремится в развитии
- разделяли идеи либерализма: свободу личности, первичность личности перед государством
- 1) республика 2) ограниченная монархия
- крестьянство – пережиток, который тянет нас в никуда – выступали за частное фермерство
- за свободу печати, свободу выбора языка и так далее
- религия необязательна и неважна, но церковь должна быть отделена от государства
Славянофилы:
- Москва – третий Рим – они считали, что Россия должна иметь собственную церковь
- должно проходить собирание земель русских
- считали, что реформы Петра были не нужными
- считали, что у России собственный путь развития
- Считали, что Европа – место морального падения
- государство сначало, а личность должна служить государству
- абсолютная монархия
- крестьянство нужно ликвидировать сверху, но крестьянская община – идеальна
- цензура казалась им нормальной
- православие – важная часть культуры
- их идеи стоят на триаде: «православие, самодержавие, народность»
Общее: только в том, что крестьянство должно быть устранено, но даже в этом они были разными.
Все остальные взгляды в корне отличны.