Рассмотрение западноевропейской культуры второй половины XX может оказаться бесконечным и не только потому, что тенденции, особенности, направленность этой культуры во всех ее проявлениях весьма многообразны, но еще и потому, что об этой нашей современности нам известно, естественно, гораздо больше, чем об эпохах даже о новых временах, даже о первой половине века.
С другой стороны, возможности делать выводы по отношению ко второй половине XX века ограничены для нас, ибо эта эпоха только что завершилась; многое еще не осознано, не определено, не изучено, не систематизировано. Следуя ставшим афоризмом строкам С. Есенина: «Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии»,- отметим, что говорить сейчас о серьезном понимании этой эпохи рано, можно лишь наметить ее общие контуры, тем более, что это время насыщено множеством самых разных философских размышлений, литературных проб и течений, опытов и попыток в изобразительном искусстве, музыке, театре. Можно назвать лишь некоторые наиболее яркие примеры.
В конце 40-х годов, после окончания Второй мировой войны особое значение приобрело искусство кино. Необычайным взлетом и популярностью кинематофаф был обязан неореализму, направлению, сложившемуся в киноисскустве Италии. Слово «неореализм» приписывают монтажеру фильмов одного из самых знаменитых кинорежиссеров XX века Лукино Висконти - Марко Серандреи. Среди родоначальников неореализма следует назвать имя Р. Росселини с его фильмом «Рим - открытый город», показавшим события войны, когда, чтобы вечный город» от разрушения немецкими фашистами, дали в него войти, и трагические последствия, к которым это привело.
В «Манифесте итальянского кино» было сказано: «Неореализм весь мир приветствовал как знак возрожденной культуры... Во всех итальянских фильмах есть общий... дух, демонстрировавший любование жизнью и надежду, что мир станет лучше» (1, 12).
Основным содержанием неореализма стала жизнь народа, а народ в свою очередь стал судьей этого искусства. Фильмы обсуждали, устраивали референдумы, бывало, что в них участвовали тысячи зрителей. Так, в обсуждении одного из фильмов В. де Сика было задействовано 200 тысяч человек. Более того, неореалистические фильмы создавались в содружестве с будущими зрителями, на деньги ими собранные (была и такая практика) и к тому же с прямым их участием: часто в фильмах снимались не актеры, а реальные действующие лица представленных событий - рабочие, шахтеры, батраки, безработные. На весь мир прославился фильм «Похитители велосипедов», где главные роли отца и сына играли непрофессиональные актеры. То была новая эстетика: стремление к адекватности жизни. То были фильмы - документы, свидетельства очевидца. Использовалась кинохроника, черно-белая пленка, звучал за кадром голос диктора, обозначалось время действия («Рим в 11 часов»), обстановка была максимально приближенной к реальности. Так, «Дорога надежды» П. Джерми снималась непосредственно на серных рудниках, и шахтеры участвовали в массовых сценах.
Рассмотрение западноевропейской культуры второй половины XX может оказаться бесконечным и не только потому, что тенденции, особенности, направленность этой культуры во всех ее проявлениях весьма многообразны, но еще и потому, что об этой нашей современности нам известно, естественно, гораздо больше, чем об эпохах даже о новых временах, даже о первой половине века.
С другой стороны, возможности делать выводы по отношению ко второй половине XX века ограничены для нас, ибо эта эпоха только что завершилась; многое еще не осознано, не определено, не изучено, не систематизировано. Следуя ставшим афоризмом строкам С. Есенина: «Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии»,- отметим, что говорить сейчас о серьезном понимании этой эпохи рано, можно лишь наметить ее общие контуры, тем более, что это время насыщено множеством самых разных философских размышлений, литературных проб и течений, опытов и попыток в изобразительном искусстве, музыке, театре. Можно назвать лишь некоторые наиболее яркие примеры.
В конце 40-х годов, после окончания Второй мировой войны особое значение приобрело искусство кино. Необычайным взлетом и популярностью кинематофаф был обязан неореализму, направлению, сложившемуся в киноисскустве Италии. Слово «неореализм» приписывают монтажеру фильмов одного из самых знаменитых кинорежиссеров XX века Лукино Висконти - Марко Серандреи. Среди родоначальников неореализма следует назвать имя Р. Росселини с его фильмом «Рим - открытый город», показавшим события войны, когда, чтобы вечный город» от разрушения немецкими фашистами, дали в него войти, и трагические последствия, к которым это привело.
В «Манифесте итальянского кино» было сказано: «Неореализм весь мир приветствовал как знак возрожденной культуры... Во всех итальянских фильмах есть общий... дух, демонстрировавший любование жизнью и надежду, что мир станет лучше» (1, 12).
Основным содержанием неореализма стала жизнь народа, а народ в свою очередь стал судьей этого искусства. Фильмы обсуждали, устраивали референдумы, бывало, что в них участвовали тысячи зрителей. Так, в обсуждении одного из фильмов В. де Сика было задействовано 200 тысяч человек. Более того, неореалистические фильмы создавались в содружестве с будущими зрителями, на деньги ими собранные (была и такая практика) и к тому же с прямым их участием: часто в фильмах снимались не актеры, а реальные действующие лица представленных событий - рабочие, шахтеры, батраки, безработные. На весь мир прославился фильм «Похитители велосипедов», где главные роли отца и сына играли непрофессиональные актеры. То была новая эстетика: стремление к адекватности жизни. То были фильмы - документы, свидетельства очевидца. Использовалась кинохроника, черно-белая пленка, звучал за кадром голос диктора, обозначалось время действия («Рим в 11 часов»), обстановка была максимально приближенной к реальности. Так, «Дорога надежды» П. Джерми снималась непосредственно на серных рудниках, и шахтеры участвовали в массовых сценах.
Объяснение: