Запишите названия любого объекта (городо запись, населённого пункта, реки или др) ,который непосредственно связан с выбранным вами событием (процессом). объясните, как указанный вами объект (город, населённый пункт, река или др) связан с этим событием (процессом) ответ: (названия объекта): перечень событий (процессов) а)третий крестовый поход б)создание единого государства в) монгольское нашествие на севера восточную русь г)разделение государства на отдельные княжества и земли
В XVI в. продолжался процесс формирования культуры единого Российского государства. В условиях присоединения к России новых территорий и народов важной задачей становилось сохранение их культурной самобытности. Создание единого государства привело к огромным изменениям во всех сферах жизни общества, в том числе и в развитии культуры. Страна переживала культурный подъем. Единая русская культура складывалась на основе лучших культурных достижений всех русских земель, а также тех народов, с которыми русские имели тесные связи.
Деятели русской культуры XIV–XV вв.
Сильвестр (священник московского Благовещенского собора), его книга «Домострой» – обобщение культурно-бытового уклада жизни русского народа.
Афанасий Никитин (купец), его книга описание путешествия «Хождение за три моря»
А. Курбский (военачальник, политический деятель) – письма к Ивану Грозному
Живопись: Феофан Грек, Андрей Рублев, Даниил Черный.
Создание единого государства привело к огромным изменениям во всех сферах жизни общества, в том числе и в развитии культуры. Страна переживала культурный подъем. Единая русская культура складывалась на основе лучших культурных достижений всех русских земель, а также тех народов, с которыми русские имели тесные связи. В произведениях культуры отражались исторические события, в них (произведениях) преобладала героическая тематика. Но в то же время все больше проявлялся интерес к человеку, его внутреннему миру.
Цели и задачи: познакомить с особенностями развития культуры народов России XVI в., достижениями в духовной и материальной жизни; характеризовать факторы, влияющие на развитие культуры в XVI в.
Планируемые результаты: предметные: давать определения понятий: публицистика, регалии, шатровый стиль, энциклопедия, эпос, юродивый, применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия особенностей развития российской культуры в XVI в.; называть литературные произведения и памятники культуры XVI в.;
метапредметные УУД— I) коммуникативные: формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 2) регулятивные: осуществлять рефлексию своей деятельности;
3) познавательные: работать с разными источниками информации; личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению духовной и материальной культуры России
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Оборудование: Слайдовая презентация «Культура и повседневная жизнь народов России XVI в.». Карта России.
Ход.
1.1. Какую роль играл приходской храм для округи?
2. В чем суть спора между иосифлянами и нестяжателями?
3. Расскажите про проявление ереси на Руси? И представителей-сподвижников ереси
3. Почему для светской власти была важна поддержка церкви?
2.1. Горячий стул:
1533—1584 гг. — княжение (с 1547 г. — царствование) Ивана IV Васильевича (Ивана Грозного)
1533—1538 гг. — регентство Елены Глинской
1538—1547 гг. — период боярского правления
1547 г. — принятие Иваном IV царского титула
1549 г. — первый Земский собор
1550 г. — принятие Судебника Ивана IV
1552 г. — взятие русскими войсками Казани
1556 г. — присоединение к России Астраханского ханства
1581 г. – первый поход в Сибирь Ермака
1558-1583 – Ливонская война
1566-1572 – опричнина
1556 г. — отмена кормлений; принятие
1584—1598 гг. — царствование Фёдора Ивановича
1589 г. — учреждение в России патриаршества
15 мая 1591 г. – гибель царевича Дмитрия в Угличе
1598—1605 гг. — царствование Бориса Годунова
III. Изучение нового материала по плану.
1. Особенности развития культуры России в XVI в,
2. Просвещение.
3. Начало книгопечатания.
4. Летописание. Исторические произведения.
5. Публицистика. Светская литература.
6. Архитектура.
7. Изобразительное искусство.
8. Музыкальная культура.
9. Религиозные праздники и повседневный быт.