Казацкая рада в Переяслове, состоявшаяся в январе 1654 г., положила начало оформлению московско-украинских отношений, ибо никаких письменных соглашений в Переяславе заключено не было. Всё должны были решить переговоры. Причём каждая из сторон видела союз двух государств по-своему. Украинское правительство, заключая союз с Московией, последовательно выступало за равные права его участников. В Москве же уже тогда стремились превратить Украину в свою собственность и смотрели на украинцев вместе с гетманом как на подданных его царского величества. Тем не менее в момент переговоров на это из тактических соображений упора не делали. Наоборот, представители московского правительства щедро сыпали посулы не нарушать “прав и вольностей” Украины.
Как установил современный исследователь истории Национально-освободительной войны Юрий Мыцик, особенностью украинско-московского договора было то, что он представлял собой группу документов от каждого из
сословий — словно бы отдельные соглашения от духовенства, мещанства, казаков.
Казацкое соглашение состояло из 23 статей от имени гетмана и Войска Запорожского. Основная идея этих статей — установление таких межгосу-дарственних отношений, по которым Украина будет сохранять как внутреннюю, так и внешнюю самостоятельность. Именно с этими статьями украинское посольство, возглавленное генеральным судьёй Самойлом Богданови-чем-Зарудным и переяславским полковником Павлом Тетерей, прибыло в Москву. Проект документа украинские посланцы предоставили московскому правительству 14 марта 1654 г.
В результате недельных переговоров проект несколько изменили, согласовали 17 статей, а по 6 очень важным согласование отложили на более поздний срок.
Согласно Мартовским статьям гетмана и старшину казаки должны были избирать на раде. Украинские администрация и суд оставались самостоятельными и не подчинялись Москве. Собирание налогов возлагалось на украинскую скарбницу (казну). Численность казацкого войска устанавливалась в 60 тыс.
Свой проект соглашения подготовило и мещанство. Украинские мещане вознамеривались сохранить все свои права и вольности, данные им ещё
литовскими князьями и польскими королями, прежде всего городское самоуправление.
Продолжительные переговоры православного духовенства окончились безрезультатно.Украинская православная церковь не соглашалась на зависимость от патриарха московского, к которой стремились московское правительство и Российская православная церковь.
Следовательно, лишь мещане в общем достигли взаимопонимания с московским правительством, казачество вместе с украинской православной шляхтой —лишь частично, а православное духовенство отвергло незаконные требования Москвы.
В соответствии с соглашениями, заключёнными во время украинско-московских переговоров 1654 г., устанавливались межгосударственные отношения, не ограничивавшие независимости Украины. Условия украинско-московского договора 1654 г. свидетельствуют об объединении Украины и Московии в своеобразную конфедерацию. Договор между двумя государствами в основном был равноправным и (при условии соблюдения/взаимовыгодным. Вместе с тем он был незаконченным, несовершенным, действовал недолго (несколько лет) и поэтому очень быстро утратил силу.
Несмотря на несовершенство и недолговечность, украинско-московский договор 1654 г. на протяжении 17—18 вв. рассматривался украинцами как убедительнейшее доказательство суверенности Украины. Он позволял сохранить самостоятельность недавно созданного Украинского гетманского государства, украинское правительство получало возможность довести до победного конца воину против Речи Посполитой, а следовательно, — завершить воссоединение всех украинских земель под своей властью. В международных отношениях договор удостоверял право на отделение Украины от Польши.
После подавления джунгарского восстания цинским правительством, на протяжении более 100 лет под руководством потомков ходжей была организована серия антицинских восстаний. В итоге вооруженными повстанцами из числа потомков ходжей было организовано 4 восстания в средних масштабах. Помимо восстания ходжей в истории сохранились такие события, как восстание Джангира-ходжи, восстание семи ходжей и восстание во главе с Валихан-Тюря. Они всегда имели религиозную окраску и проходили под лозунгом «священной войны против неверных». В действительности, каждая «священная война» заканчивалась массовыми убийствами немусульманского населения. Национально-освободительное движение проходило при участии и поддержке кокандской знати и духовенства. Их целью был переход к религиозному правлению, сосредоточенному в руках клана ходжей. Восстания стали причиной несчастий, обрушившихся на местное население. Неудивительно, что каждый раз после подавления этих восстаний, цинская армия встречала большую поддержку среди местного населения и солдат, что позволяло усмирить волнения в короткие сроки. Несмотря на то, что беспорядки охватили только западную часть Южного Синьцзяна, они привели к обострению социально-политической обстановки в регионе, в целом. Джангир-ходжа, сын Самсак-ходжи, последнего представителя правящего рода белогорских ходжей, скрывался в Коканде. В 1820-1828 гг. при непосредственной поддержке кокандских правителей, он воспользовался недовольством уйгурского населения Южного Синьцзяна, изнывавшего от произвола властей в лице цинских чиновников и беков. Джангир-ходжа вместе со своим войском 4 раза возвращался в Синьцзян и поднимал бунт. Всякий раз, когда какой-либо город подвергался нападению, повстанцы «безудержно грабили и сжигали местные поселения», «их жестокость превосходила прежних ходжей в тысячу раз» («Правдивые записи о правлении цинского императора Сюань Цзуна», том 18 ). Действия повстанцев вызывали ненависть среди местного населения. Поэтому при подавлении восстания народы Синьцзяна сражались плечом к плечу с цинской армией и, раз за разом побеждая противника, окончательно разбили его. В 1847 году вспыхнуло новое восстание под руководством племянников Джангира, известное в истории, по числу его руководителей, как «восстание семи ходжей». Они собрали многочисленное войско и, каждый раз при взятии Кашгара, принуждали местных уйгурских жителей массово вступать в антицинское движение. Повстанцы безжалостно расправились со всеми китайскими купцами, овладели их имуществом и захватили их жен и дочерей. В том же году под натиском цинской армии повстанцы бежали в Коканд и принудили 37 тысяч жителей Кашгара и Янгисара бежать вместе с ними. Восстание Валихан-тюря, произошедшее в июне 1857 года, является самым крупнейшим восстанием ходжей после восстания Джангир-ходжи. Однако, под его правлением жизнь местного населения стала еще тяжелее – Валихан-тюря обременил их налогами, неслыханными по своей тяжести. Помимо налогов жителей возмущали новые порядки: женщинам запрещено было ходить по улицам с открытым лицом и заплетать косы. У нарушительниц последнего постановления косы отрезали. Вдобавок ко всему, все мужское население должно было с шестилетнего возраста носить чалму. Валихан-тюря был настолько кровожадным, что сложил на берегу пирамиду из человеческих голов высотой 4 чи (чи - китайский фут, мера длины, равная 1/3 метра). В это время в Китае вспыхнуло Тайпинское восстание, поэтому имперские власти были не в состоянии усиливать приграничные войска. В течение нескольких месяцев в цинской армии наблюдался продовольственный дефицит, были урезаны расходы на содержание армии. Тем не менее, благодаря тесному взаимодействию народных масс Синьцзяна, цинской армии удалось положить конец беспорядкам.
Казацкая рада в Переяслове, состоявшаяся в январе 1654 г., положила начало оформлению московско-украинских отношений, ибо никаких письменных соглашений в Переяславе заключено не было. Всё должны были решить переговоры. Причём каждая из сторон видела союз двух государств по-своему. Украинское правительство, заключая союз с Московией, последовательно выступало за равные права его участников. В Москве же уже тогда стремились превратить Украину в свою собственность и смотрели на украинцев вместе с гетманом как на подданных его царского величества. Тем не менее в момент переговоров на это из тактических соображений упора не делали. Наоборот, представители московского правительства щедро сыпали посулы не нарушать “прав и вольностей” Украины.
Как установил современный исследователь истории Национально-освободительной войны Юрий Мыцик, особенностью украинско-московского договора было то, что он представлял собой группу документов от каждого из
сословий — словно бы отдельные соглашения от духовенства, мещанства, казаков.
Казацкое соглашение состояло из 23 статей от имени гетмана и Войска Запорожского. Основная идея этих статей — установление таких межгосу-дарственних отношений, по которым Украина будет сохранять как внутреннюю, так и внешнюю самостоятельность. Именно с этими статьями украинское посольство, возглавленное генеральным судьёй Самойлом Богданови-чем-Зарудным и переяславским полковником Павлом Тетерей, прибыло в Москву. Проект документа украинские посланцы предоставили московскому правительству 14 марта 1654 г.
В результате недельных переговоров проект несколько изменили, согласовали 17 статей, а по 6 очень важным согласование отложили на более поздний срок.
Согласно Мартовским статьям гетмана и старшину казаки должны были избирать на раде. Украинские администрация и суд оставались самостоятельными и не подчинялись Москве. Собирание налогов возлагалось на украинскую скарбницу (казну). Численность казацкого войска устанавливалась в 60 тыс.
Свой проект соглашения подготовило и мещанство. Украинские мещане вознамеривались сохранить все свои права и вольности, данные им ещё
литовскими князьями и польскими королями, прежде всего городское самоуправление.
Продолжительные переговоры православного духовенства окончились безрезультатно.Украинская православная церковь не соглашалась на зависимость от патриарха московского, к которой стремились московское правительство и Российская православная церковь.
Следовательно, лишь мещане в общем достигли взаимопонимания с московским правительством, казачество вместе с украинской православной шляхтой —лишь частично, а православное духовенство отвергло незаконные требования Москвы.
В соответствии с соглашениями, заключёнными во время украинско-московских переговоров 1654 г., устанавливались межгосударственные отношения, не ограничивавшие независимости Украины. Условия украинско-московского договора 1654 г. свидетельствуют об объединении Украины и Московии в своеобразную конфедерацию. Договор между двумя государствами в основном был равноправным и (при условии соблюдения/взаимовыгодным. Вместе с тем он был незаконченным, несовершенным, действовал недолго (несколько лет) и поэтому очень быстро утратил силу.
Несмотря на несовершенство и недолговечность, украинско-московский договор 1654 г. на протяжении 17—18 вв. рассматривался украинцами как убедительнейшее доказательство суверенности Украины. Он позволял сохранить самостоятельность недавно созданного Украинского гетманского государства, украинское правительство получало возможность довести до победного конца воину против Речи Посполитой, а следовательно, — завершить воссоединение всех украинских земель под своей властью. В международных отношениях договор удостоверял право на отделение Украины от Польши.
Джангир-ходжа, сын Самсак-ходжи, последнего представителя правящего рода белогорских ходжей, скрывался в Коканде. В 1820-1828 гг. при непосредственной поддержке кокандских правителей, он воспользовался недовольством уйгурского населения Южного Синьцзяна, изнывавшего от произвола властей в лице цинских чиновников и беков. Джангир-ходжа вместе со своим войском 4 раза возвращался в Синьцзян и поднимал бунт. Всякий раз, когда какой-либо город подвергался нападению, повстанцы «безудержно грабили и сжигали местные поселения», «их жестокость превосходила прежних ходжей в тысячу раз» («Правдивые записи о правлении цинского императора Сюань Цзуна», том 18 ). Действия повстанцев вызывали ненависть среди местного населения. Поэтому при подавлении восстания народы Синьцзяна сражались плечом к плечу с цинской армией и, раз за разом побеждая противника, окончательно разбили его.
В 1847 году вспыхнуло новое восстание под руководством племянников Джангира, известное в истории, по числу его руководителей, как «восстание семи ходжей». Они собрали многочисленное войско и, каждый раз при взятии Кашгара, принуждали местных уйгурских жителей массово вступать в антицинское движение. Повстанцы безжалостно расправились со всеми китайскими купцами, овладели их имуществом и захватили их жен и дочерей. В том же году под натиском цинской армии повстанцы бежали в Коканд и принудили 37 тысяч жителей Кашгара и Янгисара бежать вместе с ними.
Восстание Валихан-тюря, произошедшее в июне 1857 года, является самым крупнейшим восстанием ходжей после восстания Джангир-ходжи. Однако, под его правлением жизнь местного населения стала еще тяжелее – Валихан-тюря обременил их налогами, неслыханными по своей тяжести. Помимо налогов жителей возмущали новые порядки: женщинам запрещено было ходить по улицам с открытым лицом и заплетать косы. У нарушительниц последнего постановления косы отрезали. Вдобавок ко всему, все мужское население должно было с шестилетнего возраста носить чалму. Валихан-тюря был настолько кровожадным, что сложил на берегу пирамиду из человеческих голов высотой 4 чи (чи - китайский фут, мера длины, равная 1/3 метра). В это время в Китае вспыхнуло Тайпинское восстание, поэтому имперские власти были не в состоянии усиливать приграничные войска. В течение нескольких месяцев в цинской армии наблюдался продовольственный дефицит, были урезаны расходы на содержание армии. Тем не менее, благодаря тесному взаимодействию народных масс Синьцзяна, цинской армии удалось положить конец беспорядкам.