2.1. «РАСПАЛАСЬ СВЯЗЬ ВРЕМЕН». ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ РАННЕГО НОВОГО ВРЕМЕНИ Европа в «раннее новое время» (XVI – первой половина XVII века). Период с начала XVI века и примерно до середины XVII века принято именовать ранним новым временем. Со второй половины XVI века и в течение всего следующего XVII века на территории части Западной Европы протекали процессы, связанные с переходом к современному типу общества. Изменения эти были долговременными и отнюдь не синхронными в разных сферах общественной жизни и в разных частях Европы. Поэтому сказать «проходило становление» в равной степени применимо к разным этапам и стадиям этого долгого процесса, суть которого, в перспективе, состояла в подготовке условий для возникновения индустриального общества. На протяжении XVI, XVII и частично XVIII веков Европа формировалась как некая общность, внутренне весьма разнообразная, противостоящая всему остальному миру и усиленно этот мир осваивавшая. Великие географические открытия. Важным фактором, определившим в XVI–XVIIвеках картину развития европейского общества, стали Великие географические открытия, начавшиеся в тот момент, когда страны Запада в результате османских завоеваний были поставлены перед необходимостью искать новые пути к богатствам Востока. В ходе этого длительного процесса, начатого испанскими и португальскими мореплавателями в конце XV века и закончившегося лишь на рубеже XVIII–XIX веков, освоенное европейцами пространство необозримо расширилось до пределов всего пригодного для жизни, земель и возникла океаническая цивилизация. Вместо привычных и обжитых территорий, включающих Европу, Северную Африку и Ближний Восток, перед путешественниками отрылся огромный и пугающе непонятный мир, в котором человек европейской цивилизации чувствовал себя слабым и бес . Необозримые пространства Нового Света и океанских островов, ошеломившие открывателей своей непохожестью на привычный мир природы и людей, стали еще одним фактором, подорвавшим веру во всемогущего человека, созданную культурой Возрождения. Великие географические открытия не только разрушали старые иллюзии, они порождали новые тревоги и новые надежды. XVI век принес много перемен во внутреннюю жизнь европейского общества. Непрерывные войны, как межгосударственные, так и гражданские, разоряли Европу, усиливали чувство неуверенности ее обитателей в завтрашнем дне. Велись эти войны под религиозными знаменами, что создавало особую атмосферу идейного воодушевления и идейной нетерпимости. Каждый человек оказался перед необходимостью выбора. Кризисное состояние общества проявилось в социально-политических выступлениях разного характера и направленности: от буржуазной революции в Англии до аристократической «фронды принцев» во Франции, от политического кризиса в Голландии до сепаратистского движения в Каталонии и крестьянских войн в России. Французский историк Р. Мунье писал: «Семнадцатый век являлся эпохой кризиса, который затронул человека в целом, во всех сферах его деятельности – экономической, социальной, политической, религиозной, научной и художественной, все его существование на глубочайшем уровне его жизненных сил, его чувствования, его воли»1. Научная революция XVII века. Изменения в жизни общества, расширение знаний об окружающем мире, идейное противостояние двух ветвей западного христианства – протестантизма и католицизма – вызвали к жизни научную революцию, которую Европа пережила в XVII веке. Культ знаний был унаследован от Возрождения, но тогда любознательность обращалась в , а теперь распространялся на окружающий мир. Долгие морские плавания, наблюдения звездного неба пробудили интерес к опубликованной в 1543 году книге польского ученого Николая Коперника (1473
Особенности развития просвещения. Присоединение казахских земель к Российской империи не только положительно сказалось на социально-экономическом развитии края, но и вызвало расширение сферы образования и просвещения, придало новый оттенок местным народным обычаям и культуре.
В начале XIX в. в мектепах (школах) Казахстана преподавали шакирдам "Шаригат ул-иман” ("Правила мусульманской религии”), "Аптиек” ("Одна седьмая часть Корана”), давали другие религиозные знания. К середине века в системе мусульманского образования произошли изменения. В крупных медресе для преподавания на арабском языке стали привлекать людей с глубокими специальными знаниями.
Состоятельные родители направляли детей в медресе Бухары, Самарканда, Хивы и Ташкента для продолжения образования. Там шло обучение на арабском • языке, изучалась средневековая арабская философия. Кроме -того, обучали истории, географии, математике, другим наукам и языкам, в том числе русскому.
В связи с развитием новой системы образования в Казахстане открывались школы с русским языком обучения в Омске, Оренбурге, Семипалатинске, Уральске и других городах. Превращение крепостей и городов в центры торговых связей со Средней Азией и Восточным Туркестаном потребовало создания специальных учебных заведений по подготовке толмачей (переводчиков).
Особенно следует отметить открытую в 1789 г. Азиатскую школу. В ней готовили переводчиков и писарей из числа имущих слоев коренного населения. Выпускники школы, изучив монгольский, маньчжурский, китайский, персидский и другие языки народов Азии, составили первые группы квалифицированных специалистов.
Открытые в Омске (1813 г.) и в Оренбурге (1825 г.) поенные училища стали готовить чиновников для российской правящей администрации. В 1837 г. они были преобразованы в Сибирский кадетский корпус, а в 1844 г. — в ()ренбургский Неплюевский кадетский корпус. Хан Внутренней орды Жангир организовал школу с обучением на русском и татарском языкаж^-В этой школе, открытой в Ханской ставке в 1841 г.,/Т^улльшпреподавали на татарском языке, а русские учитёля — на русском. Школа при поддержке оренбургского/губернатора ставила цель не только дать знания казахской молодежи, но и подготовить преданных колониальной администращ и служащих для хана и Оренбургской губернской канцелярии.
Европа в «раннее новое время» (XVI – первой половина XVII века). Период с начала XVI века и примерно до середины XVII века принято именовать ранним новым временем. Со второй половины XVI века и в течение всего следующего XVII века на территории части Западной Европы протекали процессы, связанные с переходом к современному типу общества. Изменения эти были долговременными и отнюдь не синхронными в разных сферах общественной жизни и в разных частях Европы. Поэтому сказать «проходило становление» в равной степени применимо к разным этапам и стадиям этого долгого процесса, суть которого, в перспективе, состояла в подготовке условий для возникновения индустриального общества. На протяжении XVI, XVII и частично XVIII веков Европа формировалась как некая общность, внутренне весьма разнообразная, противостоящая всему остальному миру и усиленно этот мир осваивавшая.
Великие географические открытия. Важным фактором, определившим в XVI–XVIIвеках картину развития европейского общества, стали Великие географические открытия, начавшиеся в тот момент, когда страны Запада в результате османских завоеваний были поставлены перед необходимостью искать новые пути к богатствам Востока. В ходе этого длительного процесса, начатого испанскими и португальскими мореплавателями в конце XV века и закончившегося лишь на рубеже XVIII–XIX веков, освоенное европейцами пространство необозримо расширилось до пределов всего пригодного для жизни, земель и возникла океаническая цивилизация.
Вместо привычных и обжитых территорий, включающих Европу, Северную Африку и Ближний Восток, перед путешественниками отрылся огромный и пугающе непонятный мир, в котором человек европейской цивилизации чувствовал себя слабым и бес . Необозримые пространства Нового Света и океанских островов, ошеломившие открывателей своей непохожестью на привычный мир природы и людей, стали еще одним фактором, подорвавшим веру во всемогущего человека, созданную культурой Возрождения. Великие географические открытия не только разрушали старые иллюзии, они порождали новые тревоги и новые надежды.
XVI век принес много перемен во внутреннюю жизнь европейского общества. Непрерывные войны, как межгосударственные, так и гражданские, разоряли Европу, усиливали чувство неуверенности ее обитателей в завтрашнем дне. Велись эти войны под религиозными знаменами, что создавало особую атмосферу идейного воодушевления и идейной нетерпимости. Каждый человек оказался перед необходимостью выбора.
Кризисное состояние общества проявилось в социально-политических выступлениях разного характера и направленности: от буржуазной революции в Англии до аристократической «фронды принцев» во Франции, от политического кризиса в Голландии до сепаратистского движения в Каталонии и крестьянских войн в России. Французский историк Р. Мунье писал: «Семнадцатый век являлся эпохой кризиса, который затронул человека в целом, во всех сферах его деятельности – экономической, социальной, политической, религиозной, научной и художественной, все его существование на глубочайшем уровне его жизненных сил, его чувствования, его воли»1.
Научная революция XVII века. Изменения в жизни общества, расширение знаний об окружающем мире, идейное противостояние двух ветвей западного христианства – протестантизма и католицизма – вызвали к жизни научную революцию, которую Европа пережила в XVII веке. Культ знаний был унаследован от Возрождения, но тогда любознательность обращалась в , а теперь распространялся на окружающий мир.
Долгие морские плавания, наблюдения звездного неба пробудили интерес к опубликованной в 1543 году книге польского ученого Николая Коперника (1473
Особенности развития просвещения. Присоединение казахских земель к Российской империи не только положительно сказалось на социально-экономическом развитии края, но и вызвало расширение сферы образования и просвещения, придало новый оттенок местным народным обычаям и культуре.
В начале XIX в. в мектепах (школах) Казахстана преподавали шакирдам "Шаригат ул-иман” ("Правила мусульманской религии”), "Аптиек” ("Одна седьмая часть Корана”), давали другие религиозные знания. К середине века в системе мусульманского образования произошли изменения. В крупных медресе для преподавания на арабском языке стали привлекать людей с глубокими специальными знаниями.
Состоятельные родители направляли детей в медресе Бухары, Самарканда, Хивы и Ташкента для продолжения образования. Там шло обучение на арабском • языке, изучалась средневековая арабская философия. Кроме -того, обучали истории, географии, математике, другим наукам и языкам, в том числе русскому.
В связи с развитием новой системы образования в Казахстане открывались школы с русским языком обучения в Омске, Оренбурге, Семипалатинске, Уральске и других городах. Превращение крепостей и городов в центры торговых связей со Средней Азией и Восточным Туркестаном потребовало создания специальных учебных заведений по подготовке толмачей (переводчиков).
Особенно следует отметить открытую в 1789 г. Азиатскую школу. В ней готовили переводчиков и писарей из числа имущих слоев коренного населения. Выпускники школы, изучив монгольский, маньчжурский, китайский, персидский и другие языки народов Азии, составили первые группы квалифицированных специалистов.
Открытые в Омске (1813 г.) и в Оренбурге (1825 г.) поенные училища стали готовить чиновников для российской правящей администрации. В 1837 г. они были преобразованы в Сибирский кадетский корпус, а в 1844 г. — в ()ренбургский Неплюевский кадетский корпус. Хан Внутренней орды Жангир организовал школу с обучением на русском и татарском языкаж^-В этой школе, открытой в Ханской ставке в 1841 г.,/Т^улльшпреподавали на татарском языке, а русские учитёля — на русском. Школа при поддержке оренбургского/губернатора ставила цель не только дать знания казахской молодежи, но и подготовить преданных колониальной администращ и служащих для хана и Оренбургской губернской канцелярии.
Объяснение: