Заполнить таблицу (для заполнения таблицы используйте материал из тетради, учебник §8-10) Итоги правления Ивана IV (итог – это конечный результат, то, что передано наследнику)
Евфросиния Полоцкая родилась около 1101 г. (не позднее 1104) в семье князя Святослава-Георгия, младшего сына Всеслава Чародея.
Неожиданно для близких княжна втайне приняла постриг под именем Евфросиния.
Преподобная Евфросиния основала женский и мужской монастыри, ставшие центром просвещения в Полоцком княжестве. Ее стараниями пополнялась библиотека Софийского собора и велось полоцкое летописание. По заказу Евфросинии был создан уникальный шедевр древнебелорусского прикладного искусства – крест, названный ее именем.
Евфросиния сама сочиняла музыку, покровительствовала живописи и прослыла первой белорусской меценаткой. На ее средства и по ее заказу в 50-е годы XII века была построена церковь святого вершина полоцкой архитектурной школы. С именем просветительницы связано и появление в Беларуси привезенного из Византии образа Божьей Матери, известного как Одигитрия Полоцкая.
Благотворное влияние подвижницы сказалось и в преодолении вражды между Полоцким и Киевским княжествами. Завершением жизни Евфросинии Полоцкой стало паломничество в Иерусалим, во время которого она заболела и в 1173 году умерла.
Просветительница была похоронена в монастыре недалеко от Иерусалима. В 1187 году ее мощи были перевезены в Киево-Печерскую лавру, а в 1910 – в Полоцк, где находятся и теперь.
Идеологизация культуры. С конца 20-х годов усилился контроль со стороны органов государственной власти за развитием духовной жизни общества. Произошли изменения в структуре органов управления культурой. Руководство отдельными ее отраслями передавалось специализированным комитетам (по делам высшей школы, по радиофикации и радиовещанию и т. д.) . Новым наркомом просвещения был назначен А. С. Бубнов, находившийся ранее на руководящей работе в системе РККА. Перспективы развития культуры стали определяться пятилетними народнохозяйственными планами. Обсуждение вопросов культурного строительства проходило на съездах и пленумах ЦК партии. В деятельности партийно-государственных органов большое место занимала работа, направленная на преодоление буржуазной идеологии и утверждение марксизма в сознании людей. Главная роль в развернувшейся общественно-политической борьбе отводилась общественным наукам, печати, литературе и искусству. В постановлениях ЦК партии «О журнале "Под знаменем марксизма"» и «О работе Комакадемии» (1931 г. ) были намечены задачи и основные направления развития общественных наук. От них требовалось преодолеть отставание науки от практики социалистического строительства. В постановлениях был сформулирован тезис об «обострении классовой борьбы на теоретическом фронт» . Вслед за тем начались поиски «классовых врагов» на «историческом фронте» , на музыкальном и литературных «фронтах» . В «контрреволюционном вредительстве» были обвинены историки Е. В. Тарле и С. Ф. Платонов, литературовед Д. С. Лихачев. В 30-е годы были репрессированы многие талантливые писатели, поэты, художники (П. Н. Васильев, О. Э. Мандельштам и др.) .
Евфросиния Полоцкая родилась около 1101 г. (не позднее 1104) в семье князя Святослава-Георгия, младшего сына Всеслава Чародея.
Неожиданно для близких княжна втайне приняла постриг под именем Евфросиния.
Преподобная Евфросиния основала женский и мужской монастыри, ставшие центром просвещения в Полоцком княжестве. Ее стараниями пополнялась библиотека Софийского собора и велось полоцкое летописание. По заказу Евфросинии был создан уникальный шедевр древнебелорусского прикладного искусства – крест, названный ее именем.
Евфросиния сама сочиняла музыку, покровительствовала живописи и прослыла первой белорусской меценаткой. На ее средства и по ее заказу в 50-е годы XII века была построена церковь святого вершина полоцкой архитектурной школы. С именем просветительницы связано и появление в Беларуси привезенного из Византии образа Божьей Матери, известного как Одигитрия Полоцкая.
Благотворное влияние подвижницы сказалось и в преодолении вражды между Полоцким и Киевским княжествами. Завершением жизни Евфросинии Полоцкой стало паломничество в Иерусалим, во время которого она заболела и в 1173 году умерла.
Просветительница была похоронена в монастыре недалеко от Иерусалима. В 1187 году ее мощи были перевезены в Киево-Печерскую лавру, а в 1910 – в Полоцк, где находятся и теперь.