Конфуций был философом и учителем в Древнем Китае. Его учение и по сей день распространенно во всей Восточной Азии, и является основой многих азиатских культур.
Конфуций или Конфу Цзы начинал свою карьеру, будучи обычным чиновником. Но он имел собственные представления на многие вещи, и поэтому основал первый университет, работал над систематизацией летописей, писал книги и учредил экзамен имен для чиновников (хорошим чиновником был тот, кто знал всех поименно).
Его учение (получившее позже название конфуцианство) было сформулировано на основе идей о праведном муже, о подобающем поведении князей и чиновников, а также крестьян. Это Макиавелли Древнего Китая. Его самый известный трактат – ЛуньЮй.
Конфуций был не глупым и многого добился сам. Например, уже в 20 лет он был первым профессиональным учителем в Китае. Но после его учение подвергалось гонениям со стороны легистов. Лишь после империи Цинь учение Конфуция стало официальной идеологией в Китае, и влияет на современных коммунистов до сих пор.
Кстати, его учение – не религия, как и он сам не бог и не проповедник. Конфуцианство не имеет религиозного института, храмов и прочей символики. Есть только 5 постоянств праведного человека: жень (любовь к людям), и (правда), ли (обряд), чжи (здравый смысл), синь (искренность). А целью Конфуция и его учения было достижение гармоничного общества – сяокан.
В комедии Грибоедова “Горе от ума” мы можем наблюдать столкновение двух различных эпох, двух стилей русской жизни, что реалистически показано автором в его бессмертном произведении. Различие в мировоззрении старого московского барства и передового дворянства в 10—20-е годы XIX столетия составляет основной конфликт пьесы - столкновение “века нынешнего” и “века минувшего”. “Век минувший” представляет в комедии московское дворянское общество, которое придерживается устоявшихся правил и норм жизни. Типичный представитель этого общества - Павел Афанасьевич Фамусов. Он живет по старинке, своим идеалом считает дядю Максима Петровича, который являлся ярким примером вельможи времен императрицы Екатерины. Вот что говорит о нем сам Фамусов:
Он не то на серебре, На золоте едал; сто человек к услугам; Весь в орденах; езжал-то вечно цугом; Век при дворе, да при каком дворе! Тогда не то, что ныне...
Ярким представителем “века нынешнего” является Александр Андреевич Чацкий, который воплощает в себе черты передовой дворянской молодежи того времени. Он — носитель новых взглядов, что и доказывает своим поведением, образом жизни, но в особенности своими страстными речами, обличающими устои “века минувшего”, к которому он относится явно пренебрежительно. Об этом свидетельствуют такие его слова:
И точно, начал свет глупеть, Сказать вы можете вздохнувши; Как посравнить да посмотреть Век нынешний и век минувший: Свежо предание, а верится с трудом.
На первый взгляд, может показаться, что конфликт между Фамусовым и Чацким - это конфликт разных поколений, конфликт “отцов” и “детей”, но это не так. Ведь Софья и Молчалин - молодые люди, почти сверстники Чацкого, но они в полной мере принадлежат “веку минувшему”. Софья не глупа. Доказательством тому может служить и любовь Чацкого к ней. Но она впитала философию отца и его общества. Ее избранник - Молчалин. Он тоже молод, но тоже дитя той, старой среды. Он полностью поддерживает мораль и нравы старой барской Москвы. И Софья, и Фамусов отзываются о Молчалине хорошо. Последний держит его на службе, “потому что деловой”, а Софья резко отвергает нападки Чацкого на ее возлюбленного. Она говорит: Конечно, нет в нем этого ума, Что гений для иных, а для иных чума...
“Век нынешний” и “век минувший” сталкиваются в комедии. Время минувшее еще слишком прочно и порождает себе подобных. Но время перемен в лице Чацкого уже настает, хотя еще слишком слабо. "“Век нынешний” сменяет “век минувший”, ибо это непреложный закон жизни. Появление Чацких-карбонариев на рубеже исторических эпох естественно и закономерно.
Конфуций был философом и учителем в Древнем Китае. Его учение и по сей день распространенно во всей Восточной Азии, и является основой многих азиатских культур.
Конфуций или Конфу Цзы начинал свою карьеру, будучи обычным чиновником. Но он имел собственные представления на многие вещи, и поэтому основал первый университет, работал над систематизацией летописей, писал книги и учредил экзамен имен для чиновников (хорошим чиновником был тот, кто знал всех поименно).
Его учение (получившее позже название конфуцианство) было сформулировано на основе идей о праведном муже, о подобающем поведении князей и чиновников, а также крестьян. Это Макиавелли Древнего Китая. Его самый известный трактат – ЛуньЮй.
Конфуций был не глупым и многого добился сам. Например, уже в 20 лет он был первым профессиональным учителем в Китае. Но после его учение подвергалось гонениям со стороны легистов. Лишь после империи Цинь учение Конфуция стало официальной идеологией в Китае, и влияет на современных коммунистов до сих пор.
Кстати, его учение – не религия, как и он сам не бог и не проповедник. Конфуцианство не имеет религиозного института, храмов и прочей символики. Есть только 5 постоянств праведного человека: жень (любовь к людям), и (правда), ли (обряд), чжи (здравый смысл), синь (искренность). А целью Конфуция и его учения было достижение гармоничного общества – сяокан.
“Век минувший” представляет в комедии московское дворянское общество, которое придерживается устоявшихся правил и норм жизни. Типичный представитель этого общества - Павел Афанасьевич Фамусов. Он живет по старинке, своим идеалом считает дядю Максима Петровича, который являлся ярким примером вельможи времен императрицы Екатерины. Вот что говорит о нем сам Фамусов:
Он не то на серебре,
На золоте едал; сто человек к услугам;
Весь в орденах; езжал-то вечно цугом;
Век при дворе, да при каком дворе!
Тогда не то, что ныне...
Ярким представителем “века нынешнего” является Александр Андреевич Чацкий, который воплощает в себе черты передовой дворянской молодежи того времени. Он — носитель новых взглядов, что и доказывает своим поведением, образом жизни, но в особенности своими страстными речами, обличающими устои “века минувшего”, к которому он относится явно пренебрежительно. Об этом свидетельствуют такие его слова:
И точно, начал свет глупеть,
Сказать вы можете вздохнувши;
Как посравнить да посмотреть
Век нынешний и век минувший:
Свежо предание, а верится с трудом.
На первый взгляд, может показаться, что конфликт между Фамусовым и Чацким - это конфликт разных поколений, конфликт “отцов” и “детей”, но это не так. Ведь Софья и Молчалин - молодые люди, почти сверстники Чацкого, но они в полной мере принадлежат “веку минувшему”. Софья не глупа. Доказательством тому может служить и любовь Чацкого к ней. Но она впитала философию отца и его общества. Ее избранник - Молчалин. Он тоже молод, но тоже дитя той, старой среды. Он полностью поддерживает мораль и нравы старой барской Москвы. И Софья, и Фамусов отзываются о Молчалине хорошо. Последний держит его на службе, “потому что деловой”, а Софья резко отвергает нападки Чацкого на ее возлюбленного. Она говорит: Конечно, нет в нем этого ума, Что гений для иных, а для иных чума...
“Век нынешний” и “век минувший” сталкиваются в комедии. Время минувшее еще слишком прочно и порождает себе подобных. Но время перемен в лице Чацкого уже настает, хотя еще слишком слабо. "“Век нынешний” сменяет “век минувший”, ибо это непреложный закон жизни. Появление Чацких-карбонариев на рубеже исторических эпох естественно и закономерно.