Чиновники - особая каста. Потому что в Древнем Китае особое внимание уделяли образованию и воспитанию детей.
Образованным в Китае считался тот, кто овладел «шестью искусствами»: этикетом, музыкой, умел стрелять из лука, управлять колесницей, читать, писать и считать.
Получали образование китайцы в многочисленных частных школах, в которых «учителя-мудрецы» сами набирали себе учеников. Однако существовали и государственные школы. Образование в Китае получило толчок для развития после введения императором У Ди конкурсных экзаменов. Цель экзамена – открыть путь для чиновничьей карьеры компетентным выпускникам. Поскольку во внимание принимались знания претендентов, желающих учиться становилось больше, и китайцы начали массово записывались в частные конфуцианские школы.
Армия.
На охрану государственных границ без указания сроков службы направлялись прежде всего провинившиеся чиновники, преступники, потерявшие свободу за долги заложники, бродячие торговцы и только в последнюю очередь свободные земледельцы.
Основу военной силы чжоусцев составляли воины-полупрофессионалы, входившие в армейские группы и размещенные в военных поселениях и лагерях.
Воинские повинности в империи Цинь существовали наряду со строительными и гужевыми.
Законы показывают с несомненностью, что Хаммурапи стремился несколько облегчить положение задолжавшей свободной бедноты и ограничить ростовщичество. С одной стороны, это можно рассматривать как мероприятия, предпринятые в русле его общей экономической политики, направленной против частной рабовладельческой хозяйственной деятельности вообще; с другой же – здесь явственно прослеживается попытка Хаммурапи, поставившего перед собой задачу прочного объединения страны, расширить социальную базу, на которую он мог бы опереться. Но также ясно, что его законы о ростовщиках носили половинчатый характер и никак не могли решить, вопрос о кабальных займах, который начал вырастать в главную проблему эпохи. Положения о недействительности заемных сделок на условии процента свыше трети (!) основной суммы носили явно утопический характер: человек, чья семья и хозяйство гибнут, не станет отказываться от предлагаемого ему займа или доносить на недобросовестного кредитора, если рискует более никогда не получать взаймы. К тому же основными ростовщиками как раз и являлись царские чиновники (те же тамкары), а также храмы, и апеллировать от одного бюрократа к другому было бы явно безнадежно. Закон об освобождении заложника на четвертый год тоже не решал никаких проблем: заложник уходил от кредитора тем же неимущим бедняком, каким он к нему попадал, и ему предстояло либо сейчас же вновь идти в кабалу, либо прибегнуть к «защите» царского или храмового хозяйства.
Потому что в Древнем Китае особое внимание уделяли образованию и воспитанию детей.
Образованным в Китае считался тот, кто овладел «шестью искусствами»: этикетом, музыкой, умел стрелять из лука, управлять колесницей, читать, писать и считать.
Получали образование китайцы в многочисленных частных школах, в которых «учителя-мудрецы» сами набирали себе учеников. Однако существовали и государственные школы. Образование в Китае получило толчок для развития после введения императором У Ди конкурсных экзаменов. Цель экзамена – открыть путь для чиновничьей карьеры компетентным выпускникам. Поскольку во внимание принимались знания претендентов, желающих учиться становилось больше, и китайцы начали массово записывались в частные конфуцианские школы.
Армия.
На охрану государственных границ без указания сроков службы направлялись прежде всего провинившиеся чиновники, преступники, потерявшие свободу за долги заложники, бродячие торговцы и только в последнюю очередь свободные земледельцы.
Основу военной силы чжоусцев составляли воины-полупрофессионалы, входившие в армейские группы и размещенные в военных поселениях и лагерях.
Воинские повинности в империи Цинь существовали наряду со строительными и гужевыми.
Законы показывают с несомненностью, что Хаммурапи стремился несколько облегчить положение задолжавшей свободной бедноты и ограничить ростовщичество. С одной стороны, это можно рассматривать как мероприятия, предпринятые в русле его общей экономической политики, направленной против частной рабовладельческой хозяйственной деятельности вообще; с другой же – здесь явственно прослеживается попытка Хаммурапи, поставившего перед собой задачу прочного объединения страны, расширить социальную базу, на которую он мог бы опереться. Но также ясно, что его законы о ростовщиках носили половинчатый характер и никак не могли решить, вопрос о кабальных займах, который начал вырастать в главную проблему эпохи. Положения о недействительности заемных сделок на условии процента свыше трети (!) основной суммы носили явно утопический характер: человек, чья семья и хозяйство гибнут, не станет отказываться от предлагаемого ему займа или доносить на недобросовестного кредитора, если рискует более никогда не получать взаймы. К тому же основными ростовщиками как раз и являлись царские чиновники (те же тамкары), а также храмы, и апеллировать от одного бюрократа к другому было бы явно безнадежно. Закон об освобождении заложника на четвертый год тоже не решал никаких проблем: заложник уходил от кредитора тем же неимущим бедняком, каким он к нему попадал, и ему предстояло либо сейчас же вновь идти в кабалу, либо прибегнуть к «защите» царского или храмового хозяйства.