Фреска из кносского дворца. "игры с быком" (тавромахии). мы видим на ней стремительно несущегося быка и акробата, проделывающего прямо у него на рогах и на спине серию замысловатых прыжков. перед быком и позади него художник изобразил фигуры двух девушек в набедренных повязках, очевидно, «ассистенток» акробата. смысл всей этой впечатляющей сцены не вполне ясен. мы не знаем, кто участвовал в этом странном и, бесспорно, сопряженном со смертельным риском состязании человека с разъяренным животным и что было его конечной целью. однако можно с уверенностью сказать, что «игры с быком» не были на крите простой забавой праздной толпы, наподобие современной испанской корриды. судя по всему, это был важный религиозный ритуал, связанный с одним из главных минойских культов — культом бога-быка.
Самыми древними из сборников законов считаются сохранившиеся лишь фрагментарно месопотамские Законы Шульги (правил 2094-2046 гг. до н. э.). Первый полностью дошедший до нас сборник – Законы Хаммураппи (1792-1750 гг. до н. э.). Текст предполагает, что древние деспоты издавали законы только исходя из собственной воли. Считается, что жизнь общества в основном регулировала лишь воля правителя, но эта воля, как и упомянутые сборники законов, по-видимому, сильно опирались на сложившиеся в обществе традиции и обычаи.