В августе 1700 года Россия вступила в Северную войну…В 1704 осадила шведскую крепость Нарву. Из книги Смирнова «История 65 Пехотного Московского его Императорского высочества государя наследника цесаревича полка» узнаем: « По обычаю того времени, из полков были вызваны солдаты, которые за побеги и другие преступления были приговорены к наказанию — и им поручено было, чтобы заслужить помилование, нести и ставить к стенам штурмовые лестницы. 8 августа ночью, скрытно, люди эти, которых набралось до 1600 человек, с лестницами засели в шанцах; в то же время все остальные были разделены на три отряда и каждому из них был указан пункт атаки...» Пять пушечных выстрелов прогремели в полдень, дав сигнал к атаке. Через три часа главный вал уже подчинился власти русских. Шведы, обороняясь, взорвали мину, унесшую много жизней с обеих сторон. Но русский штурм остановить было невозможно. Когда штурмующие ворвались внутрь крепости, они начали истреблять гарнизон и жителей. Ожесточенных солдат смог остановить только Петр, заколов русского солдата за грабеж и убийство мирных жителей.
Эпо́ха Просвеще́ния — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие.
Начавшись в Англии под влиянием научной революции XVII века, это движение распространилось на Францию, Германию, Россию и охватило другие страны Европы. Особенно влиятельными были французские просветители, ставшие «властителями дум». Принципы Просвещения были положены в основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина.
Интеллектуальное движение этой эпохи оказало большое влияние на последовавшие изменения в этике и социальной жизни Европы и Америки, борьбу за национальную независимость американских колоний европейских стран, отмену рабства, формулирование прав человека. Кроме того, оно поколебало авторитет аристократии и влияние церкви на социальную, интеллектуальную и культурную жизнь.

«Рассуждение о методе» Декарта
Собственно термин просвещение пришёл в русский язык, как и в английский (The Enlightenment) и немецкий (Zeitalter der Aufklärung) из французского (siècle des lumières) и преимущественно относится к философскому течению XVIII века. Вместе с тем, он не является названием некой философской школы, поскольку взгляды философов Просвещения нередко существенно различались между собой и противоречили друг другу. Поэтому просвещение считают не столько комплексом идей, сколько определённым направлением философской мысли. В основе философии Просвещения лежала критика существовавших в то время традиционных институтов, обычаев и морали[1].
Относительно датировки данной мировоззренческой эпохи единого мнения не существует. Одни историки относят её начало к концу XVII века, другие — к середине XVIII века[2] В XVII веке основы рационализма закладывал Декарт в своей работе «Рассуждение о методе» (1637). Конец эпохи Просвещения нередко связывают со смертью Вольтера (1778) или с началом Наполеоновских войн (1800—1815)[3]. В то же время есть мнение о привязке границ эпохи Просвещения к двум революциям: «Славной революции» в Англии (1688) и Великой французской революции (1789).
« По обычаю того времени, из полков были вызваны солдаты, которые за побеги и другие преступления были приговорены к наказанию — и им поручено было, чтобы заслужить помилование, нести и ставить к стенам штурмовые лестницы. 8 августа ночью, скрытно, люди эти, которых набралось до 1600 человек, с лестницами засели в шанцах; в то же время все остальные были разделены на три отряда и каждому из них был указан пункт атаки...»
Пять пушечных выстрелов прогремели в полдень, дав сигнал к атаке. Через три часа главный вал уже подчинился власти русских. Шведы, обороняясь, взорвали мину, унесшую много жизней с обеих сторон. Но русский штурм остановить было невозможно. Когда штурмующие ворвались внутрь крепости, они начали истреблять гарнизон и жителей. Ожесточенных солдат смог остановить только Петр, заколов русского солдата за грабеж и убийство мирных жителей.
Начавшись в Англии под влиянием научной революции XVII века, это движение распространилось на Францию, Германию, Россию и охватило другие страны Европы. Особенно влиятельными были французские просветители, ставшие «властителями дум». Принципы Просвещения были положены в основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина.
Интеллектуальное движение этой эпохи оказало большое влияние на последовавшие изменения в этике и социальной жизни Европы и Америки, борьбу за национальную независимость американских колоний европейских стран, отмену рабства, формулирование прав человека. Кроме того, оно поколебало авторитет аристократии и влияние церкви на социальную, интеллектуальную и культурную жизнь.

«Рассуждение о методе» Декарта
Собственно термин просвещение пришёл в русский язык, как и в английский (The Enlightenment) и немецкий (Zeitalter der Aufklärung) из французского (siècle des lumières) и преимущественно относится к философскому течению XVIII века. Вместе с тем, он не является названием некой философской школы, поскольку взгляды философов Просвещения нередко существенно различались между собой и противоречили друг другу. Поэтому просвещение считают не столько комплексом идей, сколько определённым направлением философской мысли. В основе философии Просвещения лежала критика существовавших в то время традиционных институтов, обычаев и морали[1].
Относительно датировки данной мировоззренческой эпохи единого мнения не существует. Одни историки относят её начало к концу XVII века, другие — к середине XVIII века[2] В XVII веке основы рационализма закладывал Декарт в своей работе «Рассуждение о методе» (1637). Конец эпохи Просвещения нередко связывают со смертью Вольтера (1778) или с началом Наполеоновских войн (1800—1815)[3]. В то же время есть мнение о привязке границ эпохи Просвещения к двум революциям: «Славной революции» в Англии (1688) и Великой французской революции (1789).