Подлинным героем романа “война и мир” является народ. защищая родную землю от наполеоновского нашествия, проявили исключительный героизм, мужество, стойкость и выдержку. л. н. толстой глубоко верил в это и считал, что основная сила - это народная сила, источником которой был народный патриотизм. и законно то, что носителями настоящего, подлинного героизма явились простые, скромные люди, такие как капитан тушин или тимохин, забытые . тушин - это простой и скромный человек, маленького роста, щуплый, теряющийся в присутствии начальников, не умеющий правильно отдавать честь. его трудно отличить от солдат. тушин живет с солдатами одной жизнью, ест и пьет с ними, поет их песни, участвует в их разговорах. во время сражений он не знает страха: с горсткой солдат, таких же героев, как и их командир, тушин с удивительным мужеством и героизмом исполняет свой долг, несмотря на то, что прикрытие ушло по чьему-то приказанию в середине дела. на своей батарее тушин преобразился до неузнаваемости: несмотря на свое худощавое телосложение, он напоминал богатыря. капитан был поглощен боем, видел только свои орудия и неприятеля, составлял единое целое со всей батареей: пушками, людьми, лошадьми. тушин называет орудия по именам, ласково говорит с ними, ему мерещится даже, что это он бросает ядра в неприятеля. в этот момент все его счастье и горе, любовь и ненависть, радость и печаль неразрывно связаны с битвой, орудиями, дымом, товарищами и неприятелем. иногда даже создается впечатление, что батарея, потерявшая орудия, большую часть людей, держится на своей позиции под натиском неприятеля и без всякого прикрытия только железной воле и непоколебимой самоотверженности своего капитана. дух батареи, который воплощен в тушине, заставляет солдат весело сражаться и весело умирать, смеяться над адъютантом, приказывающим уходить с позиции и трусливо прячущимся от ядер. все они знают, что спасают отступающую армию, но не сознают своего собственного героизма. именно эта изнуренная и чуть живая от постоянных атак врага батарея сыграла одну из ключевых ролей в сражении. и что же получил капитан тушин взамен погибших товарищей и разбитых орудий? увы, лишь недовольство начальства стало наградой героям. когда тушин входит в штаб, мы по его неловкости и пренебрежению высоких чинов понимаем, что он здесь чужой, что группа генералов и адъютантов существует отдельно от того, что было на поле боя. подвиг его батареи не замечен; к награде будут представлены люди, чье геройство подтверждено адъютантами и офицерами, не бывшими в тот день под пулями. но капитан не пытается оправдаться - иначе будет наказан командир его прикрытия. и только андрей болконский, выводивший орудия вместе с тушиным, спасает воинскую честь батареи. этот случай поразил князя андрея. происходящее в армии было так странно, так непохоже на то, на что он надеялся. князь андрей увидел карьеризм, измену союзников, мелочность, трусость, ложь — словом, все то, от чего он бежал на войну. и, конечно, особое значение в этом прозрении, соприкосновении с реальной жизнью имеет встреча с капитаном тушиным. этот маленький и скромный офицер, поджегший шенграбен, но вовсе не думающий, что он герой, а наоборот, боящийся начальства, произвел на князя огромное впечатление. от этого невзрачного капитана андрей получает подлинный урок героизма. болконский понял, что героический вид часто бывает обманчив. его представление о жизненных ценностях, об истинном начинает изменяться. мы запоминаем имена великих полководцев, а вот имя капитана, поджегшего шенграбен, вряд ли кто вспомнит. сколько тушиных, тимохиных лежит на полях битвы. сотни, тысячи неизвестных героев покоятся на этих полях. не называет их имена. не во имя крестов, чинов, славы сражались и умирали солдаты, в минуты подвига меньше всего думали они о славе. в своем романе-эпопее толстой доказал, что народ совершил подвиг, что народ - герой.
Гай муций сцевола прославился тем, что, согласно легенде, пытался убить ларса порсену, царя города клузия, который осадил рим в 509 до н. э. сцевола пробрался в шатер порсены, но по ошибке убил царского писца, который был одет дороже и красивее царя. сцеволу схватили, и тогда он объявил порсене, что он лишь один из 300 римских юношей, поклявшихся ценою своей жизни убить порсену. когда герою стали угрожать пыткой и смертью, если он откажется раскрыть все детали этого замысла, сцевола протянул правую руку в разведенный на алтаре огонь и держал её там, пока она не обуглилась. отвага римлянина так поразила порсену, что его отпустили, и порсена заключил с римом мир. за потерю правой руки муция прозвали «сцевола» (лат. scaevola — «левша»). вторая версия несколько иная: после того как сцевола убил человека, одетого в пурпур, будучи схвачен и к царю, он положил руку на пылающий алтарь, как бы в наказание за то, что ошибся в момент убийства. когда царь, сжалившись над юношей, отвел его от огня, тот, в за такую милость, сказал ему, что 300 подобных ему (римлян) составили заговор против него. царь, испугавшись этого, приняв заложников, прекратил войну. муцию были даны луга за тибром, названные в связи с этим муциевыми. кроме того, ему была поставлена почетная статуя.