Для того чтобы вам было удобнее дам полный ответ. Вы сможете ответить и расписать информацию у себя в тетради. Ведь школа это будущее!
Семипалатинский ядерный полигон - единственный полигон в мире, на территории которого всегда жили и продолжают жить люди. За 40 лет ядерных испытаний ни один населенный пункт не был закрыт. И сегодня, спустя 16 лет после закрытия полигона, никто не был выселен из опасной зоны.
18 тысяч квадратных километров урановой земли
В пятистах километрах от Караганды, в живописном местечке у подножия горной цепи Едрей, есть крохотный поселок Шолакбулак. Когда-то здесь проживало около сорока семей. Теперь осталось семь. Тридцать сельчан живут натуральным хозяйством. Живут сами по себе, выращивают скот, который их кормит, поит, одевает, загружает работой руки и мыслями мозги, составляет смысл жизни. В Шолакбулаке нет акима, полицейского, медработника, учителя - никого из тех, кто представляет государство. В поселке нет телефона, почты, электричества, водопровода - и еще много чего, что называется цивилизацией. Накануне выборов в Шолакбулаке не звучали страстные речи, на заборах не пестрели агитационные плакаты и листовки - ничего такого, что свидетельствовало бы о каких-либо политических предпочтениях шолакбулакцев.
Ни тебе политики, ни цивилизации, ни власти, ни рыночной экономики. И можно было бы назвать это местечко раем, если бы не большая проблема под боком - 18 тысяч квадратных километров урановой земли. В 10 километрах от поселка - Семипалатинский испытательный ядерный полигон. Называть его бывшим язык не поворачивается. 16 лет назад здесь прекратили проводить испытания ядерного оружия. Прекратились взрывы, и ушли военные. А все остальное осталось по-прежнему - стеклянная оплавленная земля, излучающая 10-20 тысяч микрорентген в час, мертвые атомные озера, урановые штольни и люди...
Специалисты по военно-промышленной экологии Карагандинского экологического музея наблюдают территорию Семипалатинского ядерного полигона с 1992 года. То есть с того самого момента, когда полигон был официально закрыт и гражданские специалисты и ученые получили доступ на ядерные земли.
- Все эти годы Семипалатинский ядерный полигон остается единственным полигоном в мире, территория которого не охраняется и на территории которого по-прежнему живут люди, - говорит директор экомузея Дмитрий Калмыков. - Полигон оказался открытым для населения и был брошен, напичканный военным и радиоактивным мусором. Хотя, насколько нам известно, существовала профессиональная программа поэтапного закрытия полигона с глухой консервацией всех опасных зон, с вывозом радиоактивного мусора и так далее. Проще говоря, военные намеревались тщательно убрать за собой, продолжая охранять полигон. Однако, по мнению Дмитрия Калмыкова, политическое давление было так велико, что разгоряченная общественность буквально вытолкала военных в шею и удовлетворенная удалилась праздновать победу. Тогда никто не подумал о людях, которые останутся здесь жить.
Согласно Францу Альтхайму и Руте Штильrude эллинистическая форма имени Томирис (греч. Τόμυρίς) восходит к авестийскому *tahma-rayiš — «прекрасная обликом» или дословно «Той, чьим великолепием является облик, фигура». То есть имеющая отношение к tahma- и rayay- — «роскошь, богатство»[1]. Сходным образом зовут и её сына Спаргаписа (греч. „Σπαργαπίσης“) — от авест. sparəγa-paēsa, «красотой подобный ростку», от sparəγa — «росток» и paēsa — «красота»[1]. По мнению исследователей, имя сына царицы Томирис напоминает имя скифского царя Спаргаписа (Некоторые считают его отцом Томирис). Сходство имён можно объяснить родством между ираноязычными племенами (европейских) скифов и массагетов[6][7].
История
Самое раннее описание массагетов, их царицы Томирис и её победы над персидским царём Киром II Великим, после попытки последнего завладеть царством массагетов, приводит Геродот, который пишет почти спустя сто лет после упоминаемых событий[8]. История Томирис и её победы над Киром была хорошо известна в античном мире и стала легендой; писатели античности Страбон, Полиэн, Кассиодор и Иордан также писали о ней[9].
Геродот сообщает, что Кир, перейдя реку Аракс и углубившись на территорию массагетов на один дневной переход, по совету лидийца Креза, устроил массагетам ловушку. Персы оставили лагерь с запасом вина, который обороняла небое часть, а основные войска отошли назад к реке. Массагеты, как только одолели противника, возлегли и стали пировать, а насытившись пищей и вином, заснули. Персы же, придя, перебили многих из них, а ещё больше захватили в плен, среди прочих и сына царицы Томирис, командовавшего массагетами, имя которого было Спаргапис[10][11]. Узнав об этом, Томирис направила Киру послание: «Алчущий крови Кир, … отдай мне моего сына и уходи из этой страны безнаказанно… Если же ты не сделаешь этого, то клянусь тебе солнцем, владыкой массагетов, я напою тебя кровью, хотя ты и ненасытен»[12][11][13].
Согласно Геродоту, пленённый Спаргапис уговаривает Кира снять с себя оковы, а когда же был освобожден и как только смог владеть руками, лишил себя жизни[12].
Томирис же, когда Кир её не послушался, собрав всё своё войско, вступила с Киром в бой. Большая часть персидского войска была уничтожена тут же на месте, а сам Кир погиб[14][11]. По одним свидетельствам, обезглавленный труп Кира был распят[15] (Геродот об этом не сообщает), а его голову Томирис сунула в винный мех[14], наполненный человеческой кровью, и добавила следующее: «Ты меня, живую и одержавшую над тобой победу в битве, погубил, захватив хитростью моего сына. Я же тебя, как угрожала, напою кровью» (по другой версии «Ты жаждал крови, царь персов, так пей её теперь досыта!»)[14][16]. Геродот называет эту битву самой жестокой из тех, которые были у варваров[14]:
Большая часть персидского войска пала на месте сражения, сам Кир был убит. Процарствовал он двадцать восемь лет. Томирис наполнила мешок человеческой кровью и велела разыскать среди павших труп Кира. Нашедши, она погрузила голову его в мешок и, издеваясь над нею, сказала: «Хотя я вижу и победила тебя в сражении, но ты причинил мне тяжкое горе, коварством отнявши у меня сына, и я насыщу тебя кровью, как угрожала».
— Геродот. История. I, 214
Однако, доподлинно известно, что Кир был погребён в Пасаргадах (где его останки видел ещё Александр Македонский), поэтому некоторые из исследователей считают этот эпизод недостоверным. Так, по мнению Бероса, Кир пал в битве с дахами после девятилетнего царствования в Вавилоне[17].
Иордан в труде «О происхождении и деяниях гетов» называл Томирис гетской царицей, говоря, что Кир, царь персов, во времена царицы гетов Томирис[4] пошёл на неё гибельной войной, и по её окончании царица Томирис, усилившись благодаря победе и огромной захваченной у врагов добыче, пошла в ту часть Мёзии, которая, восприняв имя от Великой Скифии, ныне называется Малой Скифией, и там, на мёзийском берегу Понта (современное Чёрное море), построила город Томы (современная Констанца; несколько веков столица Малой Скифии[18]), назвав его по своему имени[19].
Отражение в культуре
История Томирис была отражена в традиции западного искусства. Художники Рубенс[20], Аллегрини, Лука Феррари[21], Маттиа Прети, Гюстав Моро и скульптор Северо Кальзетта да Равенне относятся к числу тех, кто изображал Томирис и события её жизни.
Работы средневековых авторов, посвящённые Томирис:
Для того чтобы вам было удобнее дам полный ответ. Вы сможете ответить и расписать информацию у себя в тетради. Ведь школа это будущее!
Семипалатинский ядерный полигон - единственный полигон в мире, на территории которого всегда жили и продолжают жить люди. За 40 лет ядерных испытаний ни один населенный пункт не был закрыт. И сегодня, спустя 16 лет после закрытия полигона, никто не был выселен из опасной зоны.
18 тысяч квадратных километров урановой земли
В пятистах километрах от Караганды, в живописном местечке у подножия горной цепи Едрей, есть крохотный поселок Шолакбулак. Когда-то здесь проживало около сорока семей. Теперь осталось семь. Тридцать сельчан живут натуральным хозяйством. Живут сами по себе, выращивают скот, который их кормит, поит, одевает, загружает работой руки и мыслями мозги, составляет смысл жизни. В Шолакбулаке нет акима, полицейского, медработника, учителя - никого из тех, кто представляет государство. В поселке нет телефона, почты, электричества, водопровода - и еще много чего, что называется цивилизацией. Накануне выборов в Шолакбулаке не звучали страстные речи, на заборах не пестрели агитационные плакаты и листовки - ничего такого, что свидетельствовало бы о каких-либо политических предпочтениях шолакбулакцев.
Ни тебе политики, ни цивилизации, ни власти, ни рыночной экономики. И можно было бы назвать это местечко раем, если бы не большая проблема под боком - 18 тысяч квадратных километров урановой земли. В 10 километрах от поселка - Семипалатинский испытательный ядерный полигон. Называть его бывшим язык не поворачивается. 16 лет назад здесь прекратили проводить испытания ядерного оружия. Прекратились взрывы, и ушли военные. А все остальное осталось по-прежнему - стеклянная оплавленная земля, излучающая 10-20 тысяч микрорентген в час, мертвые атомные озера, урановые штольни и люди...
Специалисты по военно-промышленной экологии Карагандинского экологического музея наблюдают территорию Семипалатинского ядерного полигона с 1992 года. То есть с того самого момента, когда полигон был официально закрыт и гражданские специалисты и ученые получили доступ на ядерные земли.
- Все эти годы Семипалатинский ядерный полигон остается единственным полигоном в мире, территория которого не охраняется и на территории которого по-прежнему живут люди, - говорит директор экомузея Дмитрий Калмыков. - Полигон оказался открытым для населения и был брошен, напичканный военным и радиоактивным мусором. Хотя, насколько нам известно, существовала профессиональная программа поэтапного закрытия полигона с глухой консервацией всех опасных зон, с вывозом радиоактивного мусора и так далее. Проще говоря, военные намеревались тщательно убрать за собой, продолжая охранять полигон. Однако, по мнению Дмитрия Калмыкова, политическое давление было так велико, что разгоряченная общественность буквально вытолкала военных в шею и удовлетворенная удалилась праздновать победу. Тогда никто не подумал о людях, которые останутся здесь жить.
Согласно Францу Альтхайму и Руте Штильrude эллинистическая форма имени Томирис (греч. Τόμυρίς) восходит к авестийскому *tahma-rayiš — «прекрасная обликом» или дословно «Той, чьим великолепием является облик, фигура». То есть имеющая отношение к tahma- и rayay- — «роскошь, богатство»[1]. Сходным образом зовут и её сына Спаргаписа (греч. „Σπαργαπίσης“) — от авест. sparəγa-paēsa, «красотой подобный ростку», от sparəγa — «росток» и paēsa — «красота»[1]. По мнению исследователей, имя сына царицы Томирис напоминает имя скифского царя Спаргаписа (Некоторые считают его отцом Томирис). Сходство имён можно объяснить родством между ираноязычными племенами (европейских) скифов и массагетов[6][7].
История
Самое раннее описание массагетов, их царицы Томирис и её победы над персидским царём Киром II Великим, после попытки последнего завладеть царством массагетов, приводит Геродот, который пишет почти спустя сто лет после упоминаемых событий[8]. История Томирис и её победы над Киром была хорошо известна в античном мире и стала легендой; писатели античности Страбон, Полиэн, Кассиодор и Иордан также писали о ней[9].
Геродот сообщает, что Кир, перейдя реку Аракс и углубившись на территорию массагетов на один дневной переход, по совету лидийца Креза, устроил массагетам ловушку. Персы оставили лагерь с запасом вина, который обороняла небое часть, а основные войска отошли назад к реке. Массагеты, как только одолели противника, возлегли и стали пировать, а насытившись пищей и вином, заснули. Персы же, придя, перебили многих из них, а ещё больше захватили в плен, среди прочих и сына царицы Томирис, командовавшего массагетами, имя которого было Спаргапис[10][11]. Узнав об этом, Томирис направила Киру послание: «Алчущий крови Кир, … отдай мне моего сына и уходи из этой страны безнаказанно… Если же ты не сделаешь этого, то клянусь тебе солнцем, владыкой массагетов, я напою тебя кровью, хотя ты и ненасытен»[12][11][13].
Согласно Геродоту, пленённый Спаргапис уговаривает Кира снять с себя оковы, а когда же был освобожден и как только смог владеть руками, лишил себя жизни[12].
Томирис же, когда Кир её не послушался, собрав всё своё войско, вступила с Киром в бой. Большая часть персидского войска была уничтожена тут же на месте, а сам Кир погиб[14][11]. По одним свидетельствам, обезглавленный труп Кира был распят[15] (Геродот об этом не сообщает), а его голову Томирис сунула в винный мех[14], наполненный человеческой кровью, и добавила следующее: «Ты меня, живую и одержавшую над тобой победу в битве, погубил, захватив хитростью моего сына. Я же тебя, как угрожала, напою кровью» (по другой версии «Ты жаждал крови, царь персов, так пей её теперь досыта!»)[14][16]. Геродот называет эту битву самой жестокой из тех, которые были у варваров[14]:
Большая часть персидского войска пала на месте сражения, сам Кир был убит. Процарствовал он двадцать восемь лет. Томирис наполнила мешок человеческой кровью и велела разыскать среди павших труп Кира. Нашедши, она погрузила голову его в мешок и, издеваясь над нею, сказала: «Хотя я вижу и победила тебя в сражении, но ты причинил мне тяжкое горе, коварством отнявши у меня сына, и я насыщу тебя кровью, как угрожала».
— Геродот. История. I, 214
Однако, доподлинно известно, что Кир был погребён в Пасаргадах (где его останки видел ещё Александр Македонский), поэтому некоторые из исследователей считают этот эпизод недостоверным. Так, по мнению Бероса, Кир пал в битве с дахами после девятилетнего царствования в Вавилоне[17].
Иордан в труде «О происхождении и деяниях гетов» называл Томирис гетской царицей, говоря, что Кир, царь персов, во времена царицы гетов Томирис[4] пошёл на неё гибельной войной, и по её окончании царица Томирис, усилившись благодаря победе и огромной захваченной у врагов добыче, пошла в ту часть Мёзии, которая, восприняв имя от Великой Скифии, ныне называется Малой Скифией, и там, на мёзийском берегу Понта (современное Чёрное море), построила город Томы (современная Констанца; несколько веков столица Малой Скифии[18]), назвав его по своему имени[19].
Отражение в культуре
История Томирис была отражена в традиции западного искусства. Художники Рубенс[20], Аллегрини, Лука Феррари[21], Маттиа Прети, Гюстав Моро и скульптор Северо Кальзетта да Равенне относятся к числу тех, кто изображал Томирис и события её жизни.
Работы средневековых авторов, посвящённые Томирис:
Объяснение: