Искусство рукописной книги. Долгое время в Западной Европе письмом По своему виду и материалу средневеко¬вая книга отличалась от античной. В древ¬ности книга чаще всего была папирусным свитком, в поздней Римской империи — свитком из пергамена1. В Средние века она приобрела современный вид сложенных и переплетённых листов пергамена. Он был прочнее, чем папирус, его можно было сгибать и писать на нём с обеих сторон. Но пергамен был очень дорог: на изготовление библии большого формата требовались шкуры с 300 телят. Над одной рукописной книгой в течение долгого времени трудилось много людей: одни писали текст каллиграфическим (кра¬сивым) почерком; другие затейливо укра¬шали заглавные буквы в начале красной строки — инициалы, вписывая в них целые живописные сцены — миниатюры; третьи делали заставки и орнамент. К тому вре¬мени был выработан единообразный чёткий шрифт. Возродилось умение рисовать чело¬веческие фигуры. На пергамене писали птичьими перьями. Книг было мало, и стоили они очень до¬рого. Короли и знатные феодалы дарили друг другу книги в самых торжественных случаях: при заключении договоров, рож¬дении ребёнка, на свадьбу. На Библии приносили клятвы, присягали на верность королю или сеньору. Экземпляры красивых, огромного размера Библий в дорогих переплётах делали для соборов, их прикрепляли цепями — чтобы не украли. 5. «Семь свободных искусств». При мо¬настырях, а позже при храмах и соборах в городах стали открываться соборные шко лы. В них деления на классы по возрасту не было. Обучение шло на латинском язы¬ке. Ни один народ на этом языке уже не говорил. Это был международный язык образованных людей Западной Европы: на нём читали молитвы, писали книги, за¬писывали законы, составляли важные по¬слания. В полное школьное образование входило с античных времён изучение «семи свобод¬ных искусств»: наук тривиума и квадри виума. Тривиум — первая ступень — вклю¬чал в себя грамматику (умение читать и писать на латыни), риторику (красноречие) и диалектику (искусство рассуждать).
Естественным следствием простоты таких отношений и потребностей было то, что деньги в государстве не обращались в большом количестве, и при ограниченности торговли с другими государствами, в особенности в первые времена, легко обходились без золота и серебра. Это обстоятельство приписывается Ликургу, будто бы изгнавшему из государства все золото и серебро и заменившему их железной монетой, которая своей тяжестью и количеством должна была затруднить денежные обороты. Но в столь ранние времена не было ни надобности, ни необходимости отменять золотую монету: у спартанцев никогда не было большого количества благородных металлов, так что они не могли впоследствии даже доставить золота, потребного на позолочение головы Зевса Амикклейского. Поэтому скорее всего можно предположить, что малое количество золота и серебра во времена Ликурга было весьма естественно и только позже, когда в остальных греческих государствах золотая монета была уже в большом обращении, Спарта стала отличаться тем, что в ней было мало золота. Таким же образом напрасно приписывают Ликургу и запрещение всякого умственного занятия в то время, как в остальной Греции, сначала в немногих местах, а потом и во всей эллинской нации проявлялись уже признаки научного образования. При необыкновенной привязанности спартанцев к своим законам и обычаям умственное развитие их задерживалось всею системою древних учреждений, при к их государственному устройству. И когда в других греческих государствах появлялись ораторы, софисты, философы, историки и драматические поэты, умственная сторона воспитания у спартанцев ограничивалась лишь обучением грамоте и письму, священным и воинственным песням, которые они пели на празднествах и начиная битву. Мальчиков приучали с ранних лет к кратким, ясным ответам. Такая речь называлась лаконической. Речь эта отличалась меткостью и остроумием, а в выражении чувства духовной свободы и независимости возвышалась над речью тех, которые, хоть и имели прославленное образование, но утратили силу, ясность речи и душевную чистоту. С такими понятиями, вытекавшими из жизненного опыта, неразрывно было связано свойственное преимущественно спартанцам и прославившее их почитание старших, так как мудрость приобретается главным образом долгою жизнью.
По своему виду и материалу средневеко¬вая книга отличалась от античной. В древ¬ности книга чаще всего была папирусным свитком, в поздней Римской империи — свитком из пергамена1. В Средние века она приобрела современный вид сложенных и переплетённых листов пергамена. Он был прочнее, чем папирус, его можно было сгибать и писать на нём с обеих сторон. Но пергамен был очень дорог: на изготовление библии большого формата требовались шкуры с 300 телят.
Над одной рукописной книгой в течение долгого времени трудилось много людей: одни писали текст каллиграфическим (кра¬сивым) почерком; другие затейливо укра¬шали заглавные буквы в начале красной строки — инициалы, вписывая в них целые живописные сцены — миниатюры; третьи делали заставки и орнамент. К тому вре¬мени был выработан единообразный чёткий шрифт. Возродилось умение рисовать чело¬веческие фигуры. На пергамене писали птичьими перьями.
Книг было мало, и стоили они очень до¬рого. Короли и знатные феодалы дарили друг другу книги в самых торжественных случаях: при заключении договоров, рож¬дении ребёнка, на свадьбу.
На Библии приносили клятвы, присягали на верность королю или сеньору. Экземпляры красивых, огромного размера Библий в дорогих переплётах делали для соборов, их прикрепляли цепями — чтобы не украли.
5. «Семь свободных искусств». При мо¬настырях, а позже при храмах и соборах в городах стали открываться соборные шко лы. В них деления на классы по возрасту не было. Обучение шло на латинском язы¬ке. Ни один народ на этом языке уже не говорил. Это был международный язык образованных людей Западной Европы: на нём читали молитвы, писали книги, за¬писывали законы, составляли важные по¬слания.
В полное школьное образование входило с античных времён изучение «семи свобод¬ных искусств»: наук тривиума и квадри виума. Тривиум — первая ступень — вклю¬чал в себя грамматику (умение читать и писать на латыни), риторику (красноречие) и диалектику (искусство рассуждать).
Таким же образом напрасно приписывают Ликургу и запрещение всякого умственного занятия в то время, как в остальной Греции, сначала в немногих местах, а потом и во всей эллинской нации проявлялись уже признаки научного образования.
При необыкновенной привязанности спартанцев к своим законам и обычаям умственное развитие их задерживалось всею системою древних учреждений, при к их государственному устройству. И когда в других греческих государствах появлялись ораторы, софисты, философы, историки и драматические поэты, умственная сторона воспитания у спартанцев ограничивалась лишь обучением грамоте и письму, священным и воинственным песням, которые они пели на празднествах и начиная битву. Мальчиков приучали с ранних лет к кратким, ясным ответам. Такая речь называлась лаконической. Речь эта отличалась меткостью и остроумием, а в выражении чувства духовной свободы и независимости возвышалась над речью тех, которые, хоть и имели прославленное образование, но утратили силу, ясность речи и душевную чистоту. С такими понятиями, вытекавшими из жизненного опыта, неразрывно было связано свойственное преимущественно спартанцам и прославившее их почитание старших, так как мудрость приобретается главным образом долгою жизнью.