Общественный и нравственный быт гомеровской Греции находится на низкой ступени развития; пылкость физических страстей, гнев, ненависть, любовь к грабежу, мщение вовлекают людей в насилия и убийства. Но есть и гуманные чувства, есть, хотя еще неразвитые, но живые понятия о праве, нравственности, религиозных обязанностях. Военное дело и подобная ему охота, на которой тоже встречались опасности, считались в гомеровской Греции единственными занятиями, достойными благородного человека. Уважением пользуется только храбрый воин. Мужчина, уклоняющийся от войны, называется «бесполезным обременением земли». Помимо воинственной жизни говорится и о других сторонах быта, классах людей. Большая половина земли остается еще нераздельным пастбищем, по которому бродят многочисленный стада рогатого скота, свиней, коз и овец; пастухи их – рабы; за пастухами наблюдает начальник их, тоже раб. Но значительная часть удобной земли уж перешла в частную собственность, участки размежеваны, и межевые знаки строго охраняются. Пастухами в гомеровской Греции были чаще всего захваченные на войне или купленные рабы, или поставленные в крепостную зависимость туземцы завоеванных областей. Большинство пахарей составляли, кажется, свободные, но не имевшие своей земли работники, феты; они жили главным образом в местностях, далеких от моря; положение некоторых фетов было хуже, чем жизнь рабов зажиточного владельца. Очень велико было в гомеровской Греции число рабынь; они пряли, ткали, мыли белье, носили воду из ручьев в господский дом, стоявший на высоком месте, так что носить воду было далеко; они мололи хлеб на ручных мельницах; исполняли другие тяжелые работы. Но обращение господ с рабами и рабынями было мягкое; степень образования в обоих сословиях была одна и та же; потому отношения между ними были доверчивые, дружелюбные.
С конца 11 века начинается увеличение общего числа французских феодалов, которые всё в большей мере разделяются на мелких, крупных и средних.
Улучшилась оснащённость сельского хозяйства и его ведение (железный плуг, четырёхкратная вспашка, применение лошадей, расчистка новых угодий).
Появление слоя крестьян-переселенцев (госпитов), чья зависимость ограничивалась подсудностью феодалу, уплатой ему натурального и денежного оброка, но не распространялась на личность.
В 12 в. развивается товарность сельского хозяйства, относительно массовым становится выкуп сервов на волю. Появляются деревенские коммуны с чётко зафиксированными на бумаге правами. Но усиление поборов, в том числе церковной десятины, толкало многих крестьян к зависимости от ростовщиков.
Впоследствии, в 14 веке, всё большее количество крестьян находит другой выход - наёмные сезонные работы. Вместе с тем, дальнейшее усиление налогов вызвало массовое восстание - Жакерию.
Мужчина, уклоняющийся от войны, называется «бесполезным обременением земли».
Помимо воинственной жизни говорится и о других сторонах быта, классах людей. Большая половина земли остается еще нераздельным пастбищем, по которому бродят многочисленный стада рогатого скота, свиней, коз и овец; пастухи их – рабы; за пастухами наблюдает начальник их, тоже раб. Но значительная часть удобной земли уж перешла в частную собственность, участки размежеваны, и межевые знаки строго охраняются. Пастухами в гомеровской Греции были чаще всего захваченные на войне или купленные рабы, или поставленные в крепостную зависимость туземцы завоеванных областей. Большинство пахарей составляли, кажется, свободные, но не имевшие своей земли работники, феты; они жили главным образом в местностях, далеких от моря; положение некоторых фетов было хуже, чем жизнь рабов зажиточного владельца. Очень велико было в гомеровской Греции число рабынь; они пряли, ткали, мыли белье, носили воду из ручьев в господский дом, стоявший на высоком месте, так что носить воду было далеко; они мололи хлеб на ручных мельницах; исполняли другие тяжелые работы. Но обращение господ с рабами и рабынями было мягкое; степень образования в обоих сословиях была одна и та же; потому отношения между ними были доверчивые, дружелюбные.
С конца 11 века начинается увеличение общего числа французских феодалов, которые всё в большей мере разделяются на мелких, крупных и средних.
Улучшилась оснащённость сельского хозяйства и его ведение (железный плуг, четырёхкратная вспашка, применение лошадей, расчистка новых угодий).
Появление слоя крестьян-переселенцев (госпитов), чья зависимость ограничивалась подсудностью феодалу, уплатой ему натурального и денежного оброка, но не распространялась на личность.
В 12 в. развивается товарность сельского хозяйства, относительно массовым становится выкуп сервов на волю. Появляются деревенские коммуны с чётко зафиксированными на бумаге правами. Но усиление поборов, в том числе церковной десятины, толкало многих крестьян к зависимости от ростовщиков.
Впоследствии, в 14 веке, всё большее количество крестьян находит другой выход - наёмные сезонные работы. Вместе с тем, дальнейшее усиление налогов вызвало массовое восстание - Жакерию.