Проникая в северные от лесостепи территории, андроновцы смешивались с местным населением, в результате чего на территории Томской области сложилась еловская культура. Памятников Еловской культуры (названа по поселению и могильнику в дер.Еловка Кожевниковского района Томской области) известно много. В Нарымском Приобье это поселения Малгет, Могильный Мыс, Тенга, Чузик, Тух-Эмтор. В Томском Приобье это-поселения Еловка, Шеломок I, Басандайка I, Потаповы Лужки, Самусь Ш, Самусь 4, Кижирово и др.
Жили еловцы в поселках, которые располагались по берегам рек, озер и стариц. Площадь поселков и количество жителей в них зависело от климатических условий, хозяйственных занятий и социальной организации.
Так площадь поселения Тух-Эмтор 4 - 4000 кв.м, поселения Тух-Сигат I -2000-2500 кв.м, но есть поселения и значительно меньших размеров. Жилища располагались любо рядами вдоль берега, либо хаотично.
По площади жилища были разных размеров от 20-30 кв.м. до 200 кв.м. В Васюганье раскопаны как летние так и зимние жилища. Летние жилища были наземными, даже очаг находился на улице. Еловская посуда богато украшена. Основными узорами на еловской посуде являлись горизонтальные ряды наклонных оттисков гребенки, разделенные рядами ямок. Интересен геометрический орнамент в виде меандров, заштрихованных зигзагообразных полос, взаимопроникающих треугольников.
На поселении Тух-Эмтор I (Каргасокский район) была раскопана гончарная мастерская в виде площадки, на которой сосуды изготовлялись. Здесь же находилась печь для обжига посуды. "Печь" для обжига представляла из себя два костра, где второй опоясывал первый. Между кострами ставили посуду, предварительно высушенную на солнце, и оба костра зажигали одновременно.
Покойников хоронили на правом боку с согнутыми руками. Рядом укладывали необходимый в потусторонней жизни инвентарь: кельты, кинжалы, ножи, различные украшения, сосуды. Сверху насыпали невысокий курган или могилу просто засыпали землей. Но появляется и обряд сжигания покойника. Погребение по обряду трупосожжения сохранилось с давних времен у селькупов, проживающих и ныне на территории Томской области. Как описывают этнографы, умершего заворачивали в бересту или шкуры молодых животных и подвешивали на деревьях. Через три года ремни на которых висел умерший, подрезали, и он падал на землю. Для останков вырывали неглубокую могилу, выстилали ее берестой, укладывали в нее все, что осталось в бересте, не развязывая, сверху покрывали берестой, жердями и на этом покрытии разводили огонь. Когда перекрытие прогорало и костер падал на умершего, могилу засыпали.
Основными формами хозяйственной деятельности в лесной зоне по-прежнему оставались охота и рыбная ловля, при этом в Васюганье больше занимались рыболовством. Рыболовецкий тип хозяйства давал возможность иметь надежный источник питания, но и от занятия охотой еловцы не отказывались.
На поселениях костей диких животных найдено немного, в основном это кости северного оленя и лося. В то же время были найдены кости домашних животных- низкорослых лошадей, что говорит о начале развития скотоводства. Найденные кости крупных собак свидетельствуют о разведении их для гонной охоты на лося, оленя и пушных зверей.
Бронзолитейное производство широко распространилось не только в лесостепной, но и в таежной зонах. Следы его находят почти на каждом поселении: это разбитые формы для литья, тигли для разогрева металла и заливки его в формы.
Великая хартия вольностей появилась на волне глубокого обострения социально-политических противоречий, причиной которых стали многочисленные случаи злоупотреблений со стороны короны. Непосредственному принятию Хартии предшествовало масштабное противостояние короля и английских баронов, поддержанных всеми свободными сословиями. Несмотря на то, что Иоанн Безземельный, вынужденный утвердить Хартию, вскоре отказался от ее исполнения, впоследствии ряд ее положений в том или ином виде неоднократно был подтвержден другими английскими монархами. В настоящее время продолжают действовать четыре статьи Хартии, в связи с чем она признается старейшей частью некодифицированной британской конституции. Изначально Великая хартия вольностей носила консервативный характер: в большинстве статей она закрепляла, упорядочивала и уточняла общепризнанные и устоявшиеся нормы обычного феодального права. Однако, преследуя защиту феодальных интересов, нормы Хартии использовали ряд прогрессивных принципов — соответствия действий должностных лиц закону, соразмерности деяния и наказания, признания виновным только в судебном порядке, неприкосновенности имущества, свободы покинуть страну и возвратиться в нее и других. В период подготовки и проведения Английской революции Хартия приобрела значение символа политической свободы, став знаменем борьбы англичан против королевского деспотизма и фундаментом Петиции о праве и других конституционных документов, а провозглашенные ею гарантии недопущения нарушений прав английских подданных оказали влияние на становление и развитие института прав человека.
Жили еловцы в поселках, которые располагались по берегам рек, озер и стариц. Площадь поселков и количество жителей в них зависело от климатических условий, хозяйственных занятий и социальной организации.
Так площадь поселения Тух-Эмтор 4 - 4000 кв.м, поселения Тух-Сигат I -2000-2500 кв.м, но есть поселения и значительно меньших размеров. Жилища располагались любо рядами вдоль берега, либо хаотично.
По площади жилища были разных размеров от 20-30 кв.м. до 200 кв.м. В Васюганье раскопаны как летние так и зимние жилища. Летние жилища были наземными, даже очаг находился на улице. Еловская посуда богато украшена. Основными узорами на еловской посуде являлись горизонтальные ряды наклонных оттисков гребенки, разделенные рядами ямок. Интересен геометрический орнамент в виде меандров, заштрихованных зигзагообразных полос, взаимопроникающих треугольников.
На поселении Тух-Эмтор I (Каргасокский район) была раскопана гончарная мастерская в виде площадки, на которой сосуды изготовлялись. Здесь же находилась печь для обжига посуды. "Печь" для обжига представляла из себя два костра, где второй опоясывал первый. Между кострами ставили посуду, предварительно высушенную на солнце, и оба костра зажигали одновременно.
Покойников хоронили на правом боку с согнутыми руками. Рядом укладывали необходимый в потусторонней жизни инвентарь: кельты, кинжалы, ножи, различные украшения, сосуды. Сверху насыпали невысокий курган или могилу просто засыпали землей. Но появляется и обряд сжигания покойника. Погребение по обряду трупосожжения сохранилось с давних времен у селькупов, проживающих и ныне на территории Томской области. Как описывают этнографы, умершего заворачивали в бересту или шкуры молодых животных и подвешивали на деревьях. Через три года ремни на которых висел умерший, подрезали, и он падал на землю. Для останков вырывали неглубокую могилу, выстилали ее берестой, укладывали в нее все, что осталось в бересте, не развязывая, сверху покрывали берестой, жердями и на этом покрытии разводили огонь. Когда перекрытие прогорало и костер падал на умершего, могилу засыпали.
Основными формами хозяйственной деятельности в лесной зоне по-прежнему оставались охота и рыбная ловля, при этом в Васюганье больше занимались рыболовством. Рыболовецкий тип хозяйства давал возможность иметь надежный источник питания, но и от занятия охотой еловцы не отказывались.
На поселениях костей диких животных найдено немного, в основном это кости северного оленя и лося. В то же время были найдены кости домашних животных- низкорослых лошадей, что говорит о начале развития скотоводства. Найденные кости крупных собак свидетельствуют о разведении их для гонной охоты на лося, оленя и пушных зверей.
Бронзолитейное производство широко распространилось не только в лесостепной, но и в таежной зонах. Следы его находят почти на каждом поселении: это разбитые формы для литья, тигли для разогрева металла и заливки его в формы.
Изначально Великая хартия вольностей носила консервативный характер: в большинстве статей она закрепляла, упорядочивала и уточняла общепризнанные и устоявшиеся нормы обычного феодального права. Однако, преследуя защиту феодальных интересов, нормы Хартии использовали ряд прогрессивных принципов — соответствия действий должностных лиц закону, соразмерности деяния и наказания, признания виновным только в судебном порядке, неприкосновенности имущества, свободы покинуть страну и возвратиться в нее и других. В период подготовки и проведения Английской революции Хартия приобрела значение символа политической свободы, став знаменем борьбы англичан против королевского деспотизма и фундаментом Петиции о праве и других конституционных документов, а провозглашенные ею гарантии недопущения нарушений прав английских подданных оказали влияние на становление и развитие института прав человека.