Капитанец Иван Битва за мировой океан в 'холодной' и будущих войнах КАПИТАНЕЦ Иван Матвеевич Битва за мировой океан в "холодной" и будущих войнах Книга написана адмиралом флота Капитанцем И.М службу на командных должностях на трех океанских театрах войны - Арктическом, Атлантическом и Тихоокеанском в период 1950-1992 гг. ПРЕДИСЛОВИЕ Битва за Мировой океан имеет глубокие корни. С давних времен люди использовали океаны и моря не только как среду, удобную для перевозок различных грузов, богатый источник продовольствия и других экономических ресурсов, но и как среду для ведения военных действий. Вершиной этих возможностей ныне стали современные оперативно-стратегические свойства океанских ракетно-ядерных флотов. Мировой океан с незапамятных времен был ареной вооруженной борьбы между различными государствами. По мере развития производительных сил пространство Мирового океана все в больших масштабах использовалось для достижения целей политики различных государств в войнах. История битвы за Мировой океан связана с развитием систем морских вооружений, расстановкой сил в Мировом океане и с развитием взглядов на роль и место флотов в войнах, которые вело человечество после появления первых военных кораблей. Поэтому проблему битвы за Мировой океан целесообразно рассматривать на фоне истории строительства флотов и использования их в военных целях. В рабовладельческом обществе военные флоты - состоявшие из гребных судов, создавались лишь на период ведения боевых действий. Они использовались для захвата земель ближайших соседей, обороны своих прибрежных районов и перевозки войск. При феодализме создаются парусные военные корабли, вооруженные артиллерией, появляются регулярные парусные флоты, которые становятся важным средством перевозки и вторжения войск на вражескую территорию, а также средством защиты своих морских коммуникаций и подрыва морской торговли противника. В XVI-XVIII вв. наступает один из переходных моментов в истории человечества - эпоха великих географических открытий, период первоначального накопления капитала и становления капитализма, с которым была связана маринизация военного дела.
Примерно так Великие географические открытия, которые познакомили Старый свет с территориями и обитателями Нового, открыли для европейцев эпоху экспансии заморских территорий. Почти сразу экспансия приобрела соревновательный дух, количеством колоний и полуколоний определялось богатство держав и их вес в международных делах. Позднее, когда старушка-Европа пережила промышленный переворот, колонии стали не только территориями, откуда всё вывозилось, но и новыми обширными рынками сбыта излишков европейского товарного производства. У метрополий развилось естественное стремление господствовать на путях мировой торговли. Сыграв ведущую роль в начале Великих Географических открытий, Испания и Португалия попытались занять монопольное положение на путях мировой торговли и в колониях. Ещё в 1494 г. они заключили Тордесильясский договор, установив «папский меридиан» , разграничивавший колониальные владения (в том числе и те, которые БУДУТ открыты) двух государств в Атлантике. В 1529 г. Сарагосский договор разделил сферы влияния испанцев и португальцев в Восточном полушарии – на Тихом океане. Оба эти договора вызвали неприятие ряда других стран Западной Европы, особенно Англии и Франции. Не располагая достаточными силами для открытого выступления против Испании и Португалии, они старались исподволь чинить вред их торговле, поощряя действия пиратов на основных путях морской торговли. После разгрома «Непобедимой армады» в 1588 г. и подрыва тотального морского могущества испанской короны, многие государства Западной Европы открыто встали на путь колониальных захватов в Америке, Азии, Африке. В 1777 году испано-португальские договоры были отменены. Уже Англия принимает Навигацкий акт, обозначая намерение занять монопольное положение в торговле с колониями. Этот закон спровоцировал несколько англо-голландских торговых войн. Великие географические открытия, таким образом, оказали самое непосредственное влияние на развитие отношений между ведущими (морскими) державами Европы, поскольку открытые земли, сколь бы велики они не были, являлись объектом пересечения одинаковых интересов европейских торговых и правительственных кругов.
Битва за мировой океан в 'холодной' и будущих войнах
КАПИТАНЕЦ Иван Матвеевич
Битва за мировой океан в "холодной" и будущих войнах
Книга написана адмиралом флота Капитанцем И.М службу на командных должностях на трех океанских театрах войны - Арктическом, Атлантическом и Тихоокеанском в период 1950-1992 гг.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Битва за Мировой океан имеет глубокие корни. С давних времен люди использовали океаны и моря не только как среду, удобную для перевозок различных грузов, богатый источник продовольствия и других экономических ресурсов, но и как среду для ведения военных действий. Вершиной этих возможностей ныне стали современные оперативно-стратегические свойства океанских ракетно-ядерных флотов.
Мировой океан с незапамятных времен был ареной вооруженной борьбы между различными государствами. По мере развития производительных сил пространство Мирового океана все в больших масштабах использовалось для достижения целей политики различных государств в войнах.
История битвы за Мировой океан связана с развитием систем морских вооружений, расстановкой сил в Мировом океане и с развитием взглядов на роль и место флотов в войнах, которые вело человечество после появления первых военных кораблей. Поэтому проблему битвы за Мировой океан целесообразно рассматривать на фоне истории строительства флотов и использования их в военных целях. В рабовладельческом обществе военные флоты - состоявшие из гребных судов, создавались лишь на период ведения боевых действий. Они использовались для захвата земель ближайших соседей, обороны своих прибрежных районов и перевозки войск.
При феодализме создаются парусные военные корабли, вооруженные артиллерией, появляются регулярные парусные флоты, которые становятся важным средством перевозки и вторжения войск на вражескую территорию, а также средством защиты своих морских коммуникаций и подрыва морской торговли противника.
В XVI-XVIII вв. наступает один из переходных моментов в истории человечества - эпоха великих географических открытий, период первоначального накопления капитала и становления капитализма, с которым была связана маринизация военного дела.
Великие географические открытия, таким образом, оказали самое непосредственное влияние на развитие отношений между ведущими (морскими) державами Европы, поскольку открытые земли, сколь бы велики они не были, являлись объектом пересечения одинаковых интересов европейских торговых и правительственных кругов.