Симео́н i вели́кий (болг. симеон велики, 864—927) — князь болгарии c 893 года, с 918 года — царь[1]. третий сын князя бориса i, отец петра i. пришёл к власти после того, как борис i сверг своего царствующего сына владимира расате, возглавившего языческую реакцию. с именем царя симеона связан золотой век болгарского государства. его военные кампании против византийской империи, венгров и сербов, довели болгарское государство до территориального апогея, сравнимого только с эпохой крума[2]. болгария превратилась в самое могущественное государство на и во всей восточной европе[3]. в его времена болгария простиралась от будапешта, северных склонов карпат и днепра на севере до адриатического моря на западе, эгейского моря на юге и чёрного моря на востоке[4]. эпоха симеона i характеризовалась беспрецедентным культурным подъёмом, названным впоследствии золотым веком болгарской цивилизации[5]. новая столица великий преслав была сравнима с константинополем[6][7]. болгарская православная церковь стала первой патриаршей после пентархии в христианстве (главенства пяти патриархов церквей: римской, константинопольской, александрийской, антиохийской и иерусалимской). это была первая самостоятельная (автокефальная) национальная церковь в европе, во главе которой стоял патриарх[8]. глаголические переводы на болгарский язык священных текстов распространились по всем славянским землям и превратили староболгарский язык в литургический, известный как церковнославянский[9][10][11]. в эту эпоху в преславской книжной школе была создана и новая азбука, названная в честь св. кирилла кириллицей, которая начала заменять созданную кириллом и мефодием глаголицу[12][13][14][15]. в середине своего правления симеон заменил свой титул «князь» на «царь» (император, василевс)[16]. византийская империя была вынуждена признать царский титул симеона[17][18]. это был второй подобной случай после карла великого. государственная концепция, которую утвердил симеон, заключалась в построении цивилизованного, христианского и славянского государства во главе с императором (царем), самостоятельная (автокефальная) национальная церковь во главе с патриархом и значимые книжные школы. ранние годы править симеон родился в 864 (или 865), когда болгария уже была христианской.[19] он был третьим сыном княза бориса[20] и потомком хана крума.[21] поскольку престол предназначался его старшему брату владимиру, симеона готовили стать главой болгарской церкви.[22] он получил блестящее образование в магнаурской школе в константинополе.[19][23] около 888 симеон возвратился в болгарию и ушёл в преславский монастырь. родовое имя будущего царя болгар неизвестно, симеоном он стал при принятии послушничества.[24] тем временем (889) князь борис i также ушёл в монастырь, а воцарившийся владимир расате попытался восстановить язычество.[25] борис покинул монастырь, сверг с престола и ослепил своего старшего сына (893)[26][27], после чего созвал церковно-народный собор. собор принял три важных решения: объявил болгарский (церковнославянский) язык официальным и единственным языком церкви и государства, переместил столицу из в велики-преслав и возвёл симеона i на болгарский трон.
В 1227 году близ Рея, Джалалиддин разгромил войска монголов. В том же году, хорезмшах, призванный жителями Исфахана на одержал победу в битве с монголами у города Исфахан. Джалалиддин вел сразу два боевых фронта: против монгольских войск на Западном Иране и с армянами и грузинами в Закавказье. Но в 1228 году против хорезмшаха выступили, объединившись, румский султан Аладдин, киликийско-армянский царь Гетум I и египетский султан Ашраф. Войска хорезмшаха в этом натиске устоять не смогли, и он потерпел поражение.
Джалалиддин, направив письмо кыпчакским ханам с предложением объединиться и выступить против монгольского завоевателя, в ответ получил письмо от своей сестры, которая была захвачена Джучи, сыном Чингисхана в 1220 году и имела от него ребенка. В письме она пыталась убедить Джалалиддина сотрудничать с монголами, которые предлагали ему владения близ реки Амударьи. Но на данное письмо Джалалиддин не дал ответа.
Симео́н i вели́кий (болг. симеон велики, 864—927) — князь болгарии c 893 года, с 918 года — царь[1]. третий сын князя бориса i, отец петра i. пришёл к власти после того, как борис i сверг своего царствующего сына владимира расате, возглавившего языческую реакцию. с именем царя симеона связан золотой век болгарского государства. его военные кампании против византийской империи, венгров и сербов, довели болгарское государство до территориального апогея, сравнимого только с эпохой крума[2]. болгария превратилась в самое могущественное государство на и во всей восточной европе[3]. в его времена болгария простиралась от будапешта, северных склонов карпат и днепра на севере до адриатического моря на западе, эгейского моря на юге и чёрного моря на востоке[4]. эпоха симеона i характеризовалась беспрецедентным культурным подъёмом, названным впоследствии золотым веком болгарской цивилизации[5]. новая столица великий преслав была сравнима с константинополем[6][7]. болгарская православная церковь стала первой патриаршей после пентархии в христианстве (главенства пяти патриархов церквей: римской, константинопольской, александрийской, антиохийской и иерусалимской). это была первая самостоятельная (автокефальная) национальная церковь в европе, во главе которой стоял патриарх[8]. глаголические переводы на болгарский язык священных текстов распространились по всем славянским землям и превратили староболгарский язык в литургический, известный как церковнославянский[9][10][11]. в эту эпоху в преславской книжной школе была создана и новая азбука, названная в честь св. кирилла кириллицей, которая начала заменять созданную кириллом и мефодием глаголицу[12][13][14][15]. в середине своего правления симеон заменил свой титул «князь» на «царь» (император, василевс)[16]. византийская империя была вынуждена признать царский титул симеона[17][18]. это был второй подобной случай после карла великого. государственная концепция, которую утвердил симеон, заключалась в построении цивилизованного, христианского и славянского государства во главе с императором (царем), самостоятельная (автокефальная) национальная церковь во главе с патриархом и значимые книжные школы. ранние годы править симеон родился в 864 (или 865), когда болгария уже была христианской.[19] он был третьим сыном княза бориса[20] и потомком хана крума.[21] поскольку престол предназначался его старшему брату владимиру, симеона готовили стать главой болгарской церкви.[22] он получил блестящее образование в магнаурской школе в константинополе.[19][23] около 888 симеон возвратился в болгарию и ушёл в преславский монастырь. родовое имя будущего царя болгар неизвестно, симеоном он стал при принятии послушничества.[24] тем временем (889) князь борис i также ушёл в монастырь, а воцарившийся владимир расате попытался восстановить язычество.[25] борис покинул монастырь, сверг с престола и ослепил своего старшего сына (893)[26][27], после чего созвал церковно-народный собор. собор принял три важных решения: объявил болгарский (церковнославянский) язык официальным и единственным языком церкви и государства, переместил столицу из в велики-преслав и возвёл симеона i на болгарский трон.
Объяснение:
В 1227 году близ Рея, Джалалиддин разгромил войска монголов. В том же году, хорезмшах, призванный жителями Исфахана на одержал победу в битве с монголами у города Исфахан. Джалалиддин вел сразу два боевых фронта: против монгольских войск на Западном Иране и с армянами и грузинами в Закавказье. Но в 1228 году против хорезмшаха выступили, объединившись, румский султан Аладдин, киликийско-армянский царь Гетум I и египетский султан Ашраф. Войска хорезмшаха в этом натиске устоять не смогли, и он потерпел поражение.
Джалалиддин, направив письмо кыпчакским ханам с предложением объединиться и выступить против монгольского завоевателя, в ответ получил письмо от своей сестры, которая была захвачена Джучи, сыном Чингисхана в 1220 году и имела от него ребенка. В письме она пыталась убедить Джалалиддина сотрудничать с монголами, которые предлагали ему владения близ реки Амударьи. Но на данное письмо Джалалиддин не дал ответа.