Маркевич А.М. Советская экономика 1930-х гг. Отраслевые наркоматы и главки: официальные задачи и реальная практика // Экономическая история. Обозрение / Под ред. Л.И.Бородкина. Вып. 8. М., 2002. С. 89-91.
В интернет-версии публикации начало каждой страницы отмечено: {номер страницы}.
{89}
А.М. Маркевич (ИРИ РАН)
Советская экономика 1930-х гг. Отраслевые наркоматы и главки:
официальные задачи и реальная практика
Тезисы доклада на заседании ЦЭИ 28 марта 2001 г.
В 1930-е гг. в СССР складывается система управления народным хозяйством, позже получившая название командной или командно-административной. Отличительными чертами этой модели были плановость, иерархичность, функционально-отраслевой принцип организации аппарата.
Государственный аппарат включал несколько уровней управления: правительство, наркоматы, главки, тресты и предприятия. На каждом уровне, выше предприятия, существовали отраслевые (хозяйственные наркоматы, их главки, отраслевые отделы главков) и функциональные подразделения (Госплан, Наркомат финансов, функциональные сектора наркоматов и главков). Взаимоотношения между функциональными и отраслевыми подразделениями воспроизводились на каждом новом иерархическом уровне. Отраслевые подразделения были призваны руководить отдельными отраслями народного хозяйства, а на функциональные была возложена задача согласовывать работу отраслевых органов.
Советская и зарубежная историография, посвященная проблемам функционирования советской системы управления народным хозяйством, насчитывает не один десяток работ. Однако, несмотря на обилие работ, многие темы остаются не изученными. Одна из таких тем - работа среднего звена управленческого аппарата, функционирование отраслевых наркоматов и главков.
Для большинства работ советских авторов было характерно повышенное внимание к организационно-юридической стороне управления промышленностью: административным реформам, партийным и правительственным постановлениям, касающихся сферы управления, и т.д. Проблемы в работе органов управления народным хозяйством, вопросы эффективности их деятельности рассматривались недостаточно. В результате, на первый план выходило, скорее, описание, как система должна была работать, нежели, как она работала на самом деле.
Для западных советологов основной проблемой долгое время оставался доступ к информации. Они были вынуждены основывать свои исследования на открытых печатных материалах и на интервью с эмигрантами, бывшими хозяйственниками. Соответственно предметами их рассмотрения становились деятельность органов высшего уровня (на основе официальных материалов) и работа предприятий и трестов (на основе интервью).
Открытие архивов в 1990-х гг. дало возможность обратиться к изучению деятельности наркоматов и главков, осуществлявших повседневное {90} руководство советской экономикой. Источниковую базу нашего исследования составили фонды двух отраслевых наркоматов (наркомата тяжелой промышленности и наркомата легкой промышленности) и их двух главков (главного управления металлургической промышленности и главного управления шерстяной промышленности).
Яркими выразителями второй тенденции были Мунке-каан, пришедший к власти в 1251 году, и купец-правитель Масуд-бек, сын первого правителя Махмуда Ялавача. Историки недостаточно внимательно отнеслись к сохранившимся известиям письменных источников о деятельности Мунке-каана, рассматривая его распоряжения лишь как единичные попытки ограничить произвол местных властей. Сопоставление содержания указов Мунке-каана с данными нумизматики позволяет думать, что перед нами не разрозненные мероприятия, а целенаправленная внутренняя политика, по крайней мере в Средней Азии получившая и некоторое практическое претворение.
При Мунке-каане был строго регламентирован подушный налог, декретирован регулярный чекан золотых динаров одинаковой пробы во многих городах Средней Азии и за ее пределами.
В условиях феодализма вообще, в условиях хозяйственной разрухи после монгольского завоевания в особенности, высокопробные золотые монеты были слишком крупными, они не соответствовали объему внутренней торговли и уровню цен на основные товары. Чтобы золотые динары стали общегосударственным средством обращения и тем самым бы восстановлению и развитию денежной торговли, проба для золотых динаров была назначена низкой (около 60% чистого золота). Таким путе
ответ: можно пометить как лутчый ответ
Объяснение:
Маркевич А.М. Советская экономика 1930-х гг. Отраслевые наркоматы и главки: официальные задачи и реальная практика // Экономическая история. Обозрение / Под ред. Л.И.Бородкина. Вып. 8. М., 2002. С. 89-91.
В интернет-версии публикации начало каждой страницы отмечено: {номер страницы}.
{89}
А.М. Маркевич (ИРИ РАН)
Советская экономика 1930-х гг. Отраслевые наркоматы и главки:
официальные задачи и реальная практика
Тезисы доклада на заседании ЦЭИ 28 марта 2001 г.
В 1930-е гг. в СССР складывается система управления народным хозяйством, позже получившая название командной или командно-административной. Отличительными чертами этой модели были плановость, иерархичность, функционально-отраслевой принцип организации аппарата.
Государственный аппарат включал несколько уровней управления: правительство, наркоматы, главки, тресты и предприятия. На каждом уровне, выше предприятия, существовали отраслевые (хозяйственные наркоматы, их главки, отраслевые отделы главков) и функциональные подразделения (Госплан, Наркомат финансов, функциональные сектора наркоматов и главков). Взаимоотношения между функциональными и отраслевыми подразделениями воспроизводились на каждом новом иерархическом уровне. Отраслевые подразделения были призваны руководить отдельными отраслями народного хозяйства, а на функциональные была возложена задача согласовывать работу отраслевых органов.
Советская и зарубежная историография, посвященная проблемам функционирования советской системы управления народным хозяйством, насчитывает не один десяток работ. Однако, несмотря на обилие работ, многие темы остаются не изученными. Одна из таких тем - работа среднего звена управленческого аппарата, функционирование отраслевых наркоматов и главков.
Для большинства работ советских авторов было характерно повышенное внимание к организационно-юридической стороне управления промышленностью: административным реформам, партийным и правительственным постановлениям, касающихся сферы управления, и т.д. Проблемы в работе органов управления народным хозяйством, вопросы эффективности их деятельности рассматривались недостаточно. В результате, на первый план выходило, скорее, описание, как система должна была работать, нежели, как она работала на самом деле.
Для западных советологов основной проблемой долгое время оставался доступ к информации. Они были вынуждены основывать свои исследования на открытых печатных материалах и на интервью с эмигрантами, бывшими хозяйственниками. Соответственно предметами их рассмотрения становились деятельность органов высшего уровня (на основе официальных материалов) и работа предприятий и трестов (на основе интервью).
Открытие архивов в 1990-х гг. дало возможность обратиться к изучению деятельности наркоматов и главков, осуществлявших повседневное {90} руководство советской экономикой. Источниковую базу нашего исследования составили фонды двух отраслевых наркоматов (наркомата тяжелой промышленности и наркомата легкой промышленности) и их двух главков (главного управления металлургической промышленности и главного управления шерстяной промышленности).
Яркими выразителями второй тенденции были Мунке-каан, пришедший к власти в 1251 году, и купец-правитель Масуд-бек, сын первого правителя Махмуда Ялавача. Историки недостаточно внимательно отнеслись к сохранившимся известиям письменных источников о деятельности Мунке-каана, рассматривая его распоряжения лишь как единичные попытки ограничить произвол местных властей. Сопоставление содержания указов Мунке-каана с данными нумизматики позволяет думать, что перед нами не разрозненные мероприятия, а целенаправленная внутренняя политика, по крайней мере в Средней Азии получившая и некоторое практическое претворение.
При Мунке-каане был строго регламентирован подушный налог, декретирован регулярный чекан золотых динаров одинаковой пробы во многих городах Средней Азии и за ее пределами.
В условиях феодализма вообще, в условиях хозяйственной разрухи после монгольского завоевания в особенности, высокопробные золотые монеты были слишком крупными, они не соответствовали объему внутренней торговли и уровню цен на основные товары. Чтобы золотые динары стали общегосударственным средством обращения и тем самым бы восстановлению и развитию денежной торговли, проба для золотых динаров была назначена низкой (около 60% чистого золота). Таким путе