Он уничтожил войска готов кроме конницы алларих успел спасти конницучерез несколько лет после разделения империи над италией нависла грозная опасность. мечтая завладеть сокровищами рима, аларих, вождь германского племени готов, двинул свои полчища на «вечный город». на всем пути от придунайских областей, где жили готы, до альпийских гор угнетенный люд поддерживал алариха. рабы и колоны присоединялись к готам, показывали им тайники, где бежавшие в страхе римляне спрятали оружие и хлеб. в предгорьях альп путь готам преградило римское войско. правда, римлян в нем было мало большинство воинов составляли галлы и германцы. командовал имперским войском блестящий военачальник стилихон, германец из племени вандалов. он разгромил готов, лишь конницу аларих сумел увести с поля боя. в ту пору императором на западе был трусливый и завистливый гондрий. в дни готского нашествия он отсиживался на севере италии в крепости, окруженной мощными стенами и топкими болотами. в одержанной над готами победе никаких заслуг гонорий не имел. однако именно он праздновал триумф, как если бы был великим полководцем. по улицам рима за колесницей императора шли солдаты, везли военную добычу и статую алариха, закованную в цепи. между тем аларих собрал войско сильнее прежнего и снова двинулся на рим. он был готов на мир, но требовал за это огромный выкуп. стилихон лучше других понимал, как мало сил для отражения врагов. он убедил гонория, что надо выиграть время и собрать требуемую сумму среди богачей. приближенные императора неохотно расставались со своим золотом. когда же опасность миновала, они настроили императора против его полководца. клеветали, что будто стилихон замыслил захват верховной власти, сговорился с аларихом: ведь они оба германцы! гонорий поверил лжи и повелел казнить стилихона. тщетно тот искал убежище в церкви. его схватили, объявили врагом отечества и обезглавили.кратко
1) борьба против татаро-монгольского нашествия и ордынского ига стала ведущей темой произведений устного народного творчества. среди них особо выделяется сказание о битве на калке, о рязанском богатыре евпатии коловрате, о куликовской битве. слагались былины о татаро-монгольском нашествии, в котором сказатели обращались к образам богатырей вокруг старого князя владимира красное солнышко. в хiv-хv вв. заканчивается складывание былинного эпоса. борьба с агрессией немцев и шведов нашли отражение в сказаниях о невской битве и ледовом побоище. новгородские былины о василии буслаеве и садко отражали богатство и мощь независимого вольного города. 2) в этот период сложился новый жанр устного народного творчества – песни, где в отличие от былин герои, события были конкретными, взятыми из реальной действительности. в песнях отражался подвиг людей пытавшихся остановить орду батыя и о борьбе с игом. в песне об авдотье рязаночке, говорилось о простой горемыке, проявившей большое мужество, когда она уводила из полона - (плена) жителей рязани. надежда на скорое падение ордынского ига была выражена в песне «о щелхане» посвященной восстанию твери. во времена монгольского нашествия погибло множество книг, но традиции письменности и книгописания были сохранены. по-прежнему продолжала распространяться грамотность и письменность. об этом свидетельствуют археологические раскопки в новгороде, где были обнаружены берестяные грамоты. уникальной находкой являются берестяные учебные тетрадки новгородского мальчика онцифира. в 14-15 вв. на руси существовали специальные училища для детей, в которых работали учителя - книжники. сведения об этом содержаться в описании жизни святых. в этот период продолжает активно развиваться книжное дело. крупнейшими центрами становятся монастыри, где были книгописные мастерские и библиотеки. особенно известны были троицко-сергеевский монастырь, кирило-белозерский и соловецкий монастыри. так же мастерские существовали и при княжеских дворах. книги, как правило, создавались на заказ и редко на продажу. в 14-15 вв. на смену дорогому пергаменту и бересте пришла бумага, ввозимая из европейских стран (италия, франция) . изменилась и графика письма. уставное письмо сменилось полууставным. а в деловых бумагах утвердилась скоропись. 3) 14-15 вв. унаследовала публичность . 4)по-прежнему развивалась летопись, но теперь она во многом носила местный характер. с возвышением москвы объединение земель вокруг нее к тому, что московское летописание начинает приобретать общегосударственный характер. первым летописным сводом стала троицкая летопись, созданная в москве в начале 15 века, одним из самых знаменитых летописных сводов стал московский свод 1479 года. все московские летописи были проникнуты мыслью о необходимости объединения земель и сильной великокняжеской власти. 5) центральной темой была борьба народа против захватчиков. следствием этого было появление воинской повести. для этого жара было характерно то, что в основе лежали конкретные события, а персонажи реально существовали. одним из памятников этого жанра является повесть о разорении рязани батыем, где осуждались княжеские распри, как главная причина поражения под влиянием победы на куликовском поле возникли произведения куликовского цикла. проникнутые мыслью о единстве земель, как залог победы над ордой. «сказания о мамаевом побоище» самое объемное произведение, и «задонщина» , которая тесно связана со «словом о полку игореве» . главная идея «задонщины» - распри ведут к поражению, единство между князьями залог победы над врагом 6) большое развитие в это время получила житейская . 7)не прервалось культурное общение руси со многими европы и азии. сочинения новгородца стефана и смолянина игнатия, побывавших в констанополе, а также «хождение за 3 моря» афанасия никитина-1466 г.