Господская земля и крестьянские наделы в средние века действовало правило: «нет земли без сеньора» (в данном случае — господина). к ix—x векам большая часть земель в западной европе принадлежала феодалам. на землях бывшей свободной деревни возникло феодальное поместье — большое хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне.в центре поместья располагался господский двор, обнесенный оградой, а позднее — замок. здесь был дом феодала или его , амбары для хранения зерна и других продуктов, конюшня, хлев, птичник и псарня. нередко у феодала были свой сад и огород. пахотная земля делилась на две части: господские поля и крестьянские наделы. урожай с господских полей целиком поступал в амбары феодала. зависимые крестьяне вели хозяйство на выделенных им наделах. кроме пашни, крестьянская семья владела собственными орудиями труда, рабочим скотом, домом. работая в своем хозяйстве, крестьянин кормил себя и свою семью. на своих волах, своими орудиями труда он обрабатывал и поля господина и свой надел.феодал и зависимые крестьяне за пользование землей зависимые крестьяне должны были нести повинности, то есть выполнять принудительные обязанности.главными повинностями зависимых крестьян были барщина и оброк. барщиной называли все даровые работы крестьян в хозяйстве феодала: они обрабатывали господскую пашню, строили и чинили его дом, амбары и мосты, чистили пруды, ловили рыбу. крестьяне должны были отдавать феодалу оброк — долю продуктов своего хозяйства: зерно, скот, птицу, яйца, сало, мед, а также изготовленные ими полотно, пряжу, кожи.позже феодалы ввели новые поборы. крестьян вынуждали молоть зерно только на господской мельнице, выпекать хлеб в господской печи, давить виноград на прессах феодала — и за все это надо было отдавать часть продуктов.чтобы заставить крестьян, владевших собственным хозяйством, исправно нести повинности, феодалам нужна была власть над ними. они имели право судить людей, которые жили в их владениях. за не вовремя сданный оброк, за плохую работу на барщине крестьянина вызывали в суд феодала. судьи могли назначить штраф или другое наказание.более тяжелым было положение лично зависимых крестьян. чаще всего это были потомки прежних рабов. без разрешения господина такой крестьянин не мог покинуть деревню, продать или передать свой надел, уйти в монастырь. если он убегал, его насильно возвращали во владения феодала. лично зависимый нес повинности не только за пользование землей, но и за себя лично. господин мог потребовать от него дополнительную работу, когда пожелает. если дочь крестьянина выходила замуж за человека из другого владения, ее родители должны были уплатить феодалу выкуп. при получении наследства сын умершего крестьянина обязан был отдать господину лучшую голову скота.крестьянская община крестьяне объединялись в общины, которые теперь зависели от феодалов.община ведала прежде всего хозяйственными делами. чтобы у всех общинников были равные условия для ведения хозяйства, пашня делилась на участки с разным качеством почвы, и каждому общиннику на этих участках нарезались полосы земли. из этих полос и состоял надел крестьянина.после уборки урожая пашня превращалась в общее пастбище. поэтому крестьяне начинали и заканчивали полевые работы одновременно, а поле засевали одинаковыми зерновыми культурами. собираясь на сельский сход, крестьяне решали, где и что сеять, когда начинать жатву. каждый крестьянин мог пользоваться общими неподеленными лугами, пастбищами, лесами, водоемами.община должна была поддерживать мир и порядок на своей территории, разыскивать преступников. она нередко крестьянским вдовам и сиротам. община старалась сохранить крестьянские обычаи, проводила празднества и игры.всей общиной крестьяне нередко оказывали сопротивление господину, например, когда он хотел увеличить обычные размеры феодальных повинностей. иногда крестьяне отказывались работать на господ, поджигали их дома и амбары. в одиночку и целыми деревнями они убегали и селились на пустующих землях. своим упорным сопротивлением крестьянские общины добивались ограничения феодальных повинностей.
Начало нового времени ознаменовалось возникновением в середине xviiв. вестфальской системы – первой действительно общеевропейской системы международных отношений. она охватывала все европейские государства, включая россию и османскую империю, хотя последние не участвовали в подписании вестфальского мира. более того, она с самого начала имела тенденцию к охвату всего мира, который уже в xviiв. был в значительной мере поделен европейскими государствами на колонии и сферы влияния. в основу вестфальской системы легли договоры, которыми завершилась тридцатилетняя война и которые установили в европе международно-признанные границы. в основных чертах они оставались неизменными почти до конца xviiiвека. стабильность вестфальской системе придавал сил, сложившийся в результате войн и конфликтов xvi– первой половины xviiвеков. он зарекомендовал себя как важнейшая гарантия безопасности и свободного развития отдельных государств. поэтому вплоть до конца xviiiв. попытки нарушить европейское равновесие неизменно получили энергичный отпор и, как правило, терпели неудачу. под влиянием войн и революций, упадка одних и возвышения других держав во второй половине xviiiв. вестфальская система стала клониться к упадку. окончательно ее разрушили войны революционной и наполеоновской франции, которые к полной перекройке границ, сломали европейское равновесие и обеспечили господствующее положение франции на континенте. победа антифранцузской коалиции над наполеоновской францией послужила важнейшей предпосылкой восстановления сил в европе и учреждения новых международно признанных границ. венский конгресс 1814–1815 гг. был призван решить основные послевоенного устройства европы. его решения и легли в основу новой – венской системы международных отношений. помимо сил и международно-признанных границ она опиралась на союз пяти великих держав («пентархию») и «европейский концерт». однако под влиянием перемен, происходивших в европейском обществе, в середине xixв. устои венской системы пошатнулись. распался союз пяти держав, разладился «европейский концерт». в ходе национальных войн подверглись глубокому пересмотру существующие границы между государствами. наконец, коренным образом изменилось соотношение сил между европейскими странами. все это в конечном счете к крушению венской системы. в результате национальных войн и революций к концу xixв. в европе сложился новый международный порядок. он характеризовался некоторыми общими для всех европейских систем чертами – сил, международно-признанными границами, установленными на мирных и международных конференциях, вроде берлинского конгресса 1878 года. вместе с тем новый международный порядок, общепризнанного названия у которого так и не появилось, отличался и некоторыми особенностями. прежде всего, наличием двух противостоящих группировок – тройственного союза и -французского союза (позднее – тройственной антанты). а также поистине охватом, поскольку в результате территориальной и колониальной экспансии европейских государств почти весь мир был поделен ими на колонии и сферы влияния. на рубеже xix–xxвв. впервые в эту систему международных отношений в качестве равноправных участников, наряду с европейскими державами, вошли сша и япония. но и этот международный порядок рухнул в начале xxв. под влиянием раздиравших его противоречий. первая мировая война его окончательно похоронила. один из явных его недостатков заключался в том, что основные государства мира не проявляли готовности уважать в достаточной мере права других народов, исповедовали культ грубой военной силы и пренебрегали нормами права. другая важная тенденция развития международных отношений в новое время заключалась в эволюции правил и принципов, которыми руководствовались в отношениях между собой правительства государств и которой в той или иной форме составляли основу международного права. в начале нового времени ведущую роль в международных отношениях играли династический и конфессиональный принципы. со времени великих открытий и подъема мировой торговли большое значение приобрел торговый интерес. тенденция к образованию единых и централизованных государств в европе к тому, что на первый план вышел принцип государственного суверенитета, закрепленный вестфальским миром. с этого времени международные отношения в европе стали понимать главным образом как отношения между суверенными государствами. в дальнейшем международные отношения обогатились принципами национального суверенитета, легитимизма (в его и юридическом истолковании), «принципом национальностей» и т.д. каждый из этих принципов в ту или иную эпоху выходил на первый план, оттесняя, но не другие. таким образом, постепенно сложилась богатая, разнообразная, но сложная по содержанию культура международных отношений, а также разностороннее, но противоречивое по характеру действующих норм международное право.