Союз между либералами и революционер-демократами был возможен до конца 70-х годов, т.к. главные усилия революционного движения до этого периода времени были направлены на непосредственное достижение известных социальных улучшений в судьбах народа, что, в общем-то, отвечало и устремлениям либералов. Но, после притеснений, которые народники успели испытать со стороны правительства, после процессов, которые начались в конце 70-х годов, революционное движение быстро начинает принимать новые формы резкой политической борьбы. Среди революционеров начинает преобладать мысль, что в данных политических условиях невозможно вести какую бы то ни было социальную пропаганду и появляется сознание необходимости добиваться лучших политических условий. В среде революционеров все настойчивее развивается мысль о необходимости для получения возможности бороться за осуществление своего социального идеала отвоевать прежде всего элементарные условия политической свободы. Потому, несмотря на признание насущности одинаковых ближайших задач с земскими конституционалистами, революционеры не могли сойтись с ними, потому что методы борьбы у них и у либералов были совершенно различные.
21 апреля 1785 г. Екатерина II издала "Жалованную грамоту дворянству", по которой дворянство стало главным привилегированным сословием империи. Важнейшими преимуществами являлись: право владения землей и крепостными крестьянами, свобода от службы и личных податей, от телесных наказаний, неприкосновенность дворянского достоинства, лишение звания лишь по суду, право создавать губернские и уездные дворянские собрания для избрания ряда чиновников (судей, исправников) , отстаивания своих интересов перед верховной властью, введение родословных дворянских книг. Для доказательства сословных прав в губерниях были заведены родословные дворянские книги, в которые дворянство записывалось по 6 разрядам в зависимости от получения дворянства, древности рода и наличия титула. По переписи 1897 г. дворянство насчитывало около 1800 тыс. человек.
Но, после притеснений, которые народники успели испытать со стороны правительства, после процессов, которые начались в конце 70-х годов, революционное движение быстро начинает принимать новые формы резкой политической борьбы. Среди революционеров начинает преобладать мысль, что в данных политических условиях невозможно вести какую бы то ни было социальную пропаганду и появляется сознание необходимости добиваться лучших политических условий.
В среде революционеров все настойчивее развивается мысль о необходимости для получения возможности бороться за осуществление своего социального идеала отвоевать прежде всего элементарные условия политической свободы. Потому, несмотря на признание насущности одинаковых ближайших задач с земскими конституционалистами, революционеры не могли сойтись с ними, потому что методы борьбы у них и у либералов были совершенно различные.