XVII столетие называют «бунташным веком». Размах и острота народных движений объяснялись многими причинами: завершением процесса закрепощения крестьянства и ухудшением положения податных сословий (Соборное уложение 1649 г.), энергичными действиями, направленными на централизацию государства (в частности, ростом налогов, упорядочением денежной системы, попытками снизить расходы государства и др.), церковным расколом. Каплей, переполнявшей чашу терпения, часто было неуклюжее, а то и преступное поведение государственных служащих (взяточничество, волокита). Характерная особенность социальных движений XVII в. — участие самых разнообразных слоев населения:
посадских и служилых людей, дворян, казаков, крестьян, стрельцов, иногда и бояр.
Череду городских восстаний открывает московский Соляной бунт 1648 г. Протест стрельцов против невыплаты жалованья слился с недовольством посада, возмущенного злоупотреблениями служащих, и дворян, требовавших отменить урочные лета, прикрепить крестьян к земле. Бунт принял столь острые формы, что вынудил царя Алексея Михайловича отдать на расправу ненавистных сановников (Л. Плещеев, П. Траханио-тов и др.), отправить в ссылку главу правительства боярина Б. Морозова и созвать Земский собор, принять Соборное уложение. Волнения произошли также в Воронеже, Владимире, Козлове и др. В 1650 г. вспыхнули восстания в Новгороде и Пскове. Протестуя против решения расплатиться по долгам со Швецией передачей ей хлебных запасов, а также против роста цен, новгородцы и псковичи отстранили от власти царских воевод, учредили выборное управление во главе с земскими старостами и направили челобитчиков в Москву. ответом стало прибытие в Новгород и Псков правительственных войск и подавление протеста (Новгород подчинился сравнительно легко, Псков сопротивлялся несколько месяцев). Последним крупным городским восстанием был Медный бунт в Москве (1662), вызванный неудачной денежной реформой: чеканка медных монет взвинтила курс рубля, цены выросли, а жалованье солдат и стрельцов, доходы ремесленников упали. Погромы боярских дворов, появление возбужденных челобитчиков перед царем в Коломенском, жестокая расправа и публичные казни — такова история этого бунта.
Герб России — один из главных государственных символов России, наряду с флагом и гимном. Современный герб России представляет собой золотого двухглавого орла на красном фоне. Над головами орла изображены три короны, ныне символизирующие суверенитет как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации; в лапах — скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство; на груди — изображение всадника, поражающего копьем дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества. Первым достоверным свидетельством использования двуглавого орла в качестве государственной эмблемы является печать Иоанна III Васильевича на меновой грамоте 1497 года. За время своего существования изображение двуглавого орла претерпевает многие изменения. В 1917 году орел перестал быть гербом России. Его символика показалась большевикам символом самодержавия, они не принимали во внимание то, что двуглавый орел был символом русской государственности. 30 ноября 1993 года Президент России Борис Ельцин подписал Указ о Государственном гербе. Сейчас двуглавый орел, как и прежде, символизирует могущество и единство Российского государства. Но если в этом Указе всадника на гербе по-прежнему называли ездецом, то среди рисунков гербов, представленных в мае 1729 года графом Минихом в Военную коллегию и удостоившихся высочайшего утверждения, двуглавый орел описан так: «Герб Государственный по-старому: двоеглавый орел, черный, на главах короны, а наверху в середине большая Императорская корона-золоты; в середине того орла, Георгий на коне белом, побеждающий змия; епанча и копье желтые, венец желтой, змей черный; поле кругом белое, а в середине красное». Императрица Анна Иоановна в 1736 году пригласила швейцарского гравера Гедлингера, который к 1740 году выгравировал Государственную печать. Центральную часть матрицы этой печати с изображением двуглавого орла использовали до 1856 года. Таким образом, тип двуглавого орла на Государственной печати оставался неизменным более ста лет. 24 июля 1882 года Император Александр III в Петергофе утвердил рисунок Большого Герба Российской империи, на котором была сохранена композиция, но изменены детали, в частности фигуры архангелов. Кроме того, императорские короны стали изображать наподобие реальных алмазных венцов, использовавшихся при коронации. Окончательно рисунок Большого герба империи был утвержден 3 ноября 1882 года, когда к титульным гербам добавили герб Туркестана. После Февральской революции 1917 года по инициативе Максима Горького было организовано Особое совещание по делам искусств. В его состав в марте того же года вошла комиссия при исполкоме Совета рабочих и солдатских депутатов, которая, в частности, занималась подготовкой нового варианта герба России. В состав комиссии вошли известные художники и искусствоведы А. Н. Бенуа и Н. К. Рерих, И. Я. Билибин, геральдист В. К. Лукомский. Было принято решение о возможности использовать изображения двуглавого орла на печати Временного правительства. Исполнение рисунка этой печати было поручено И. Я. Билибину, который взял за основу изображение лишенного почти всех символов власти двуглавого орла на печати Ивана III. Такое изображение продолжали использовать и после Октябрьской революции, вплоть до принятия нового советского герба 24 июля 1918 года. Летом 1918 года советское правительство окончательно решило порвать с исторической символикой России, и принятая 10 июля 1918 года новая Конституция провозгласила в государственном гербе не земельные, а политические, партийные символы: двуглавый орел был заменен красным щитом, на котором изображались перекрещенные серп и молот и восходящее солнце.
В 1992 году вступило в силу последнее изменение герба: аббревиатура над серпом и молотом была заменена надписью «Российская Федерация». Но это решение почти не выполнялось, ибо советский герб с его партийной символикой уже не соответствовал политическому устройству России после крушения однопартийной системы правления, идеологию которой он воплощал. Так же,Герб Росси́и — символ Российской Федерации, один из главных государственных символов России, наряду с Государственный флагом Российской Федерации иГосударственным гимном Российской Федерации. Современный герб утверждён Указом Президента Российской Федерации 30 ноября 1993 г.. Гербом вполне мог стать пикирующий сокол — рарог. Эмблему с его изображением часто приписывают прибывшему на княжение в Новгород Рюрику. Символ, напоминающий рарога, был на знаках князей Святослава Игоревича и Владимира Святого. Очертания этого «знака Рюриковичей» постоянно менялись. Историки предполагают, что рарог мог видоизмениться в трезубец (или наоборот), который стал впоследствии гербом Украины
посадских и служилых людей, дворян, казаков, крестьян, стрельцов, иногда и бояр.
Череду городских восстаний открывает московский Соляной бунт 1648 г. Протест стрельцов против невыплаты жалованья слился с недовольством посада, возмущенного злоупотреблениями служащих, и дворян, требовавших отменить урочные лета, прикрепить крестьян к земле. Бунт принял столь острые формы, что вынудил царя Алексея Михайловича отдать на расправу ненавистных сановников (Л. Плещеев, П. Траханио-тов и др.), отправить в ссылку главу правительства боярина Б. Морозова и созвать Земский собор, принять Соборное уложение. Волнения произошли также в Воронеже, Владимире, Козлове и др. В 1650 г. вспыхнули восстания в Новгороде и Пскове. Протестуя против решения расплатиться по долгам со Швецией передачей ей хлебных запасов, а также против роста цен, новгородцы и псковичи отстранили от власти царских воевод, учредили выборное управление во главе с земскими старостами и направили челобитчиков в Москву. ответом стало прибытие в Новгород и Псков правительственных войск и подавление протеста (Новгород подчинился сравнительно легко, Псков сопротивлялся несколько месяцев). Последним крупным городским восстанием был Медный бунт в Москве (1662), вызванный неудачной денежной реформой: чеканка медных монет взвинтила курс рубля, цены выросли, а жалованье солдат и стрельцов, доходы ремесленников упали. Погромы боярских дворов, появление возбужденных челобитчиков перед царем в Коломенском, жестокая расправа и публичные казни — такова история этого бунта.
Первым достоверным свидетельством использования двуглавого орла в качестве государственной эмблемы является печать Иоанна III Васильевича на меновой грамоте 1497 года. За время своего существования изображение двуглавого орла претерпевает многие изменения. В 1917 году орел перестал быть гербом России. Его символика показалась большевикам символом самодержавия, они не принимали во внимание то, что двуглавый орел был символом русской государственности. 30 ноября 1993 года Президент России Борис Ельцин подписал Указ о Государственном гербе. Сейчас двуглавый орел, как и прежде, символизирует могущество и единство Российского государства.
Но если в этом Указе всадника на гербе по-прежнему называли ездецом, то среди рисунков гербов, представленных в мае 1729 года графом Минихом в Военную коллегию и удостоившихся высочайшего утверждения, двуглавый орел описан так: «Герб Государственный по-старому: двоеглавый орел, черный, на главах короны, а наверху в середине большая Императорская корона-золоты; в середине того орла, Георгий на коне белом, побеждающий змия; епанча и копье желтые, венец желтой, змей черный; поле кругом белое, а в середине красное». Императрица Анна Иоановна в 1736 году пригласила швейцарского гравера Гедлингера, который к 1740 году выгравировал Государственную печать. Центральную часть матрицы этой печати с изображением двуглавого орла использовали до 1856 года. Таким образом, тип двуглавого орла на Государственной печати оставался неизменным более ста лет.
24 июля 1882 года Император Александр III в Петергофе утвердил рисунок Большого Герба Российской империи, на котором была сохранена композиция, но изменены детали, в частности фигуры архангелов. Кроме того, императорские короны стали изображать наподобие реальных алмазных венцов, использовавшихся при коронации.
Окончательно рисунок Большого герба империи был утвержден 3 ноября 1882 года, когда к титульным гербам добавили герб Туркестана.
После Февральской революции 1917 года по инициативе Максима Горького было организовано Особое совещание по делам искусств. В его состав в марте того же года вошла комиссия при исполкоме Совета рабочих и солдатских депутатов, которая, в частности, занималась подготовкой нового варианта герба России. В состав комиссии вошли известные художники и искусствоведы А. Н. Бенуа и Н. К. Рерих, И. Я. Билибин, геральдист В. К. Лукомский. Было принято решение о возможности использовать изображения двуглавого орла на печати Временного правительства. Исполнение рисунка этой печати было поручено И. Я. Билибину, который взял за основу изображение лишенного почти всех символов власти двуглавого орла на печати Ивана III. Такое изображение продолжали использовать и после Октябрьской революции, вплоть до принятия нового советского герба 24 июля 1918 года.
Летом 1918 года советское правительство окончательно решило порвать с исторической символикой России, и принятая 10 июля 1918 года новая Конституция провозгласила в государственном гербе не земельные, а политические, партийные символы: двуглавый орел был заменен красным щитом, на котором изображались перекрещенные серп и молот и восходящее солнце.
В 1992 году вступило в силу последнее изменение герба: аббревиатура над серпом и молотом была заменена надписью «Российская Федерация». Но это решение почти не выполнялось, ибо советский герб с его партийной символикой уже не соответствовал политическому устройству России после крушения однопартийной системы правления, идеологию которой он воплощал.
Так же,Герб Росси́и — символ Российской Федерации, один из главных государственных символов России, наряду с Государственный флагом Российской Федерации иГосударственным гимном Российской Федерации. Современный герб утверждён Указом Президента Российской Федерации 30 ноября 1993 г..
Гербом вполне мог стать пикирующий сокол — рарог. Эмблему с его изображением часто приписывают прибывшему на княжение в Новгород Рюрику. Символ, напоминающий рарога, был на знаках князей Святослава Игоревича и Владимира Святого. Очертания этого «знака Рюриковичей» постоянно менялись. Историки предполагают, что рарог мог видоизмениться в трезубец (или наоборот), который стал впоследствии гербом Украины