• Значение термина культура? • Виды культуры • Что такое традиция? • Как вы понимаете слово «обычай»? • Что относится к материальной культуре? • Объясните понятие духовная культура?
Семнадцатый век часто называют эпохой государственности. Самая характерная для этого времени политическая форма — абсолютная монархия, наиболее ярко проявившаяся во Франции. Абсолютизм был характерен и для Испании. В Голландии в начале XVII в. образовалась буржуазная республика, определившая характер искусства. В Италии и Германии наблюдается упадок государственности, происходит разделение на ряд областей и отдельных княжеств. Образ человека остается по-прежнему в центре внимания художника. Изобразительное искусство начинает все больше интересоваться средой, окружением человека. Появляется бытовой жанр, отличающийся большим разнообразием мотивов, сюжетов, задач. Так, необыкновенно разнообразна и красочна жанровая живопись Голландии. В ней можно увидеть множество оригинальных, талантливых произведений, любовно и тщательно воспроизводящих быт и нравы родной страны. А во французской жанровой живописи, которую «возглавляют» братья Ленен, появляется стремление к героизации бытовой темы. В испанской жанровой живописи заметна поэтическая атмосфера, которая придает ей особые, национальные, черты. Одним из ведущих жанров живописи становится натюрморт. Но натюрморт в XVII в. — это не «мертвая натура» , но живой, многообразный, популярный жанр. Натюрморт в это время приобретает национальные черты. Вглядываясь во фламандский, голландский, французский, испанский и итальянский натюрморты, мы видим, что каждый из них имеет свои специфические особенности. Особенностью, например, фламандского натюрморта является его жизнеутверждающий, оптимистический характер, в котором сказались могучие силы фламандского народа. Фламандский натюрморт отличают громадные размеры, интенсивность цвета, большие яркие цветовые плоскости, активная динамика форм. Искусство XVII в. характеризуют два больших стиля — барокко и классицизм. Происхождение термина «барокко» иногда связывают с португальским словом, означающим «жемчужина неправильной формы» . В живописи стиль барокко проявляется в том, что уничтожается контур: фигуры сливаются с фоном, выступают лишь отдельные освещенные поверхности. Противопоставление линейного и объемного сменяется противопоставлением плоского и пространственного. Нарушается симметрия и преобладает диагональная композиция. В скульптуре — линия исчезает, грани закругляются, в контуре более нет коротких, замкнутых линий. Мотив спирали получает развитие. Так, ведущий скульптор барокко Л. Бернини гордился своим умением подчинять материал, придавать твердому мрамору мягкие, гнутые, витые формы, делать его гибким, как воск, и этим объединять скульптуру с живописью. В архитектуре — увеличение масштаба, массивность, колоссальность пропорций. Появляется цельный и единый фасад. В интерьере церквей боковые приделы сливаются с главным, создается одно огромное помещение. Барокко смело изгоняет прямые линии и острые углы из здания. Мрамор заменяется травертином. Губчатость этого камня вполне соответствует требованиям барокко, которому чуждо совершенное расчленение массы материала. Поэтому колонны были заменены пилястрой, лучше связанной со стеной. Другое крупное направление в культуре XVII в. — классицизм. Родиной его является Франция. Стиль классицизм включает такие особенности: разумная ясность, тема победы общественного начала над личным, тема утверждения героизма, доблести, моральной чистоты. Первая половина и середина XVII в. — наивысшие достижения искусства. О многом говорит одно лишь перечисление имен: Рубенс, Ван Дейк, Иордано, Рибера, Сурбаран, Веласкес, Хальс, Рембрандт, Вермер, Якоб Рейсдаль, Пуссен, Лоррен, Бернини, Борромини.
Правление Екатерины II принято называть «просвещенным абсолютизмом», поскольку она использовала идеи европейского Просвещения: ограничение абсолютизма законами, борьба с влиянием церкви, предоставление прав и свобод обществу.
Екатерина II была образованной женщиной. Она была знакома с идеями просветителей, вела переписку с Вольтером, Дидро, хотела претворить в жизнь идеал «философа на троне». Но она была вынуждена сочетать свои взгляды с российскими реалиями.
В 1763 г. императрица провела реформу Сената, который был разделен на 6 департаментов, лишен многих полномочий и превращен в высшее судебно-апелляционное учреждение. Важнейшим механизмом государственного управления стал Кабинет. В целом в стране усиливался бюрократический аппарат.
Чтобы пополнить казну, в 1764 г. она провела секуляризацию – переход церковных земель в государственную собственность. Было упразднено 500 монастырей, казне перешел 1 млн. крестьян. В 1769 г. были введены ассигнации – первые бумажные деньги в России.
Императрица старалась устранить различия в управлении, традиционно существовавшие на некоторых национальных территориях. Екатерина считала, что многонациональная империя должна управляться по единым принципам. В 1764 г. Екатерина II ликвидировала гетманство на Украине, и соответственно, автономию вместе с ней. В 1775 г. упразднено Запорожское войско, а на Дону введена обычная система губернских учреждений, что лишило казачество остатков автономии. Все эти меры укрепляли централизацию страны, унифицировали систему управления.
Екатерина II считала, что несправедливости в государстве можно искоренить с хороших законов, и задумала принять новое законодательство вместо Соборного уложения 1649 г., которое учитывало бы интересы всех сословий. С этой целью была созвана Уложенная комиссия (1767-1768). 572 депутата представляли дворянство, купечество, казачество. Ведущую роль играли дворянские депутаты – 45%.
Для депутатов Екатерина составила «Наказ», в котором говорилось о необходимости законности, сильной самодержавной власти в России и сословной устроенности русского общества, о вреде пыток и телесных наказаний. Комиссия работала около двух лет, но новый свод законов разработать не смогла, так как интересы у депутатов от разных сословий оказались несовместимыми. Осознав неготовность общества к радикальным переменам в духе идей Просвещения, императрица распустила комиссию под предлогом начавшейся войны с Турцией.
В государственной политике под воздействием идей европейского Просвещения практиковались элементы экономического либерализма. В 1762 г. было запрещено покупать крепостных крестьян к заводам. В том же году правительство прекратило приписку крестьян к предприятиям. Начал складываться рынок вольнонаемного труда. К концу XVIII в. насчитывалось более 400 тыс. наемных рабочих в России.
Мануфактуры, основанные после 1762 г. лицами недворянского происхождения, работали уже исключительно на вольнонаемном труде. В 1767 г. были отменены откупа и монополии в промышленности и торговле. Дальнейший толчок развитию ремесла и промышленности дал указ 1775 г., разрешивший крестьянскую промышленность. Это привело к росту числа заводчиков из купцов и крестьян, вкладывающих свои капиталы в промышленность.
Просвещенный абсолютизм, с одной стороны дальнейшему развитию капиталистических отношений, с другой стороны, проводил политику в интересах дворянства, которое сохраняло свои права и привилегии.
Крестьяне по указу 1763 г. должны были сами оплачивать расходы, связанные с подавлением их выступлений (если они признавались зачинщиками волнений). Указ 1765 г. разрешал помещикам без суда и следствия ссылать крестьян на каторгу. Указ 1767 г. запрещал любые крестьянские жалобы на помещиков. При Екатерине II крепостное право достигло своего пика. Крепостной уже мало отличался от раба.
Реакцией на такую политику стало восстание под руководством Емельяна Пугачева (1773-1775) – крупнейшее в российской истории. В историографии это восстание часто называется крестьянской войной. Восстание охватило Приуралье и Поволжье. Оно напугало правящий слой, побудив укрепить государственный строй.
В 1775 г. была проведена губернская реформа. Россия делилась на 50 губерний, каждая из которых, в свою очередь на 10-15 уездов с населением до 30 тыс. человек. В каждой губернии должно было проживать 300-400 тыс. душ мужского податного населения. Во главе губернии стоял губернатор. Он назначался лично императрицей и был подчинен непосредственно ей. Губернатору в губернии принадлежала вся полнота власти. В целях обеспечения порядка губернатору были подчинены все воинские части и команды в губерниях.
Образ человека остается по-прежнему в центре внимания художника. Изобразительное искусство начинает все больше интересоваться средой, окружением человека. Появляется бытовой жанр, отличающийся большим разнообразием мотивов, сюжетов, задач. Так, необыкновенно разнообразна и красочна жанровая живопись Голландии. В ней можно увидеть множество оригинальных, талантливых произведений, любовно и тщательно воспроизводящих быт и нравы родной страны. А во французской жанровой живописи, которую «возглавляют» братья Ленен, появляется стремление к героизации бытовой темы. В испанской жанровой живописи заметна поэтическая атмосфера, которая придает ей особые, национальные, черты.
Одним из ведущих жанров живописи становится натюрморт. Но натюрморт в XVII в. — это не «мертвая натура» , но живой, многообразный, популярный жанр. Натюрморт в это время приобретает национальные черты. Вглядываясь во фламандский, голландский, французский, испанский и итальянский натюрморты, мы видим, что каждый из них имеет свои специфические особенности. Особенностью, например, фламандского натюрморта является его жизнеутверждающий, оптимистический характер, в котором сказались могучие силы фламандского народа. Фламандский натюрморт отличают громадные размеры, интенсивность цвета, большие яркие цветовые плоскости, активная динамика форм.
Искусство XVII в. характеризуют два больших стиля — барокко и классицизм. Происхождение термина «барокко» иногда связывают с португальским словом, означающим «жемчужина неправильной формы» .
В живописи стиль барокко проявляется в том, что уничтожается контур: фигуры сливаются с фоном, выступают лишь отдельные освещенные поверхности. Противопоставление линейного и объемного сменяется противопоставлением плоского и пространственного. Нарушается симметрия и преобладает диагональная композиция.
В скульптуре — линия исчезает, грани закругляются, в контуре более нет коротких, замкнутых линий. Мотив спирали получает развитие. Так, ведущий скульптор барокко Л. Бернини гордился своим умением подчинять материал, придавать твердому мрамору мягкие, гнутые, витые формы, делать его гибким, как воск, и этим объединять скульптуру с живописью.
В архитектуре — увеличение масштаба, массивность, колоссальность пропорций. Появляется цельный и единый фасад. В интерьере церквей боковые приделы сливаются с главным, создается одно огромное помещение. Барокко смело изгоняет прямые линии и острые углы из здания. Мрамор заменяется травертином. Губчатость этого камня вполне соответствует требованиям барокко, которому чуждо совершенное расчленение массы материала. Поэтому колонны были заменены пилястрой, лучше связанной со стеной.
Другое крупное направление в культуре XVII в. — классицизм. Родиной его является Франция. Стиль классицизм включает такие особенности: разумная ясность, тема победы общественного начала над личным, тема утверждения героизма, доблести, моральной чистоты.
Первая половина и середина XVII в. — наивысшие достижения искусства. О многом говорит одно лишь перечисление имен: Рубенс, Ван Дейк, Иордано, Рибера, Сурбаран, Веласкес, Хальс, Рембрандт, Вермер, Якоб Рейсдаль, Пуссен, Лоррен, Бернини, Борромини.
Правление Екатерины II принято называть «просвещенным абсолютизмом», поскольку она использовала идеи европейского Просвещения: ограничение абсолютизма законами, борьба с влиянием церкви, предоставление прав и свобод обществу.
Екатерина II была образованной женщиной. Она была знакома с идеями просветителей, вела переписку с Вольтером, Дидро, хотела претворить в жизнь идеал «философа на троне». Но она была вынуждена сочетать свои взгляды с российскими реалиями.
В 1763 г. императрица провела реформу Сената, который был разделен на 6 департаментов, лишен многих полномочий и превращен в высшее судебно-апелляционное учреждение. Важнейшим механизмом государственного управления стал Кабинет. В целом в стране усиливался бюрократический аппарат.
Чтобы пополнить казну, в 1764 г. она провела секуляризацию – переход церковных земель в государственную собственность. Было упразднено 500 монастырей, казне перешел 1 млн. крестьян. В 1769 г. были введены ассигнации – первые бумажные деньги в России.
Императрица старалась устранить различия в управлении, традиционно существовавшие на некоторых национальных территориях. Екатерина считала, что многонациональная империя должна управляться по единым принципам. В 1764 г. Екатерина II ликвидировала гетманство на Украине, и соответственно, автономию вместе с ней. В 1775 г. упразднено Запорожское войско, а на Дону введена обычная система губернских учреждений, что лишило казачество остатков автономии. Все эти меры укрепляли централизацию страны, унифицировали систему управления.
Екатерина II считала, что несправедливости в государстве можно искоренить с хороших законов, и задумала принять новое законодательство вместо Соборного уложения 1649 г., которое учитывало бы интересы всех сословий. С этой целью была созвана Уложенная комиссия (1767-1768). 572 депутата представляли дворянство, купечество, казачество. Ведущую роль играли дворянские депутаты – 45%.
Для депутатов Екатерина составила «Наказ», в котором говорилось о необходимости законности, сильной самодержавной власти в России и сословной устроенности русского общества, о вреде пыток и телесных наказаний. Комиссия работала около двух лет, но новый свод законов разработать не смогла, так как интересы у депутатов от разных сословий оказались несовместимыми. Осознав неготовность общества к радикальным переменам в духе идей Просвещения, императрица распустила комиссию под предлогом начавшейся войны с Турцией.
В государственной политике под воздействием идей европейского Просвещения практиковались элементы экономического либерализма. В 1762 г. было запрещено покупать крепостных крестьян к заводам. В том же году правительство прекратило приписку крестьян к предприятиям. Начал складываться рынок вольнонаемного труда. К концу XVIII в. насчитывалось более 400 тыс. наемных рабочих в России.
Мануфактуры, основанные после 1762 г. лицами недворянского происхождения, работали уже исключительно на вольнонаемном труде. В 1767 г. были отменены откупа и монополии в промышленности и торговле. Дальнейший толчок развитию ремесла и промышленности дал указ 1775 г., разрешивший крестьянскую промышленность. Это привело к росту числа заводчиков из купцов и крестьян, вкладывающих свои капиталы в промышленность.
Просвещенный абсолютизм, с одной стороны дальнейшему развитию капиталистических отношений, с другой стороны, проводил политику в интересах дворянства, которое сохраняло свои права и привилегии.
Крестьяне по указу 1763 г. должны были сами оплачивать расходы, связанные с подавлением их выступлений (если они признавались зачинщиками волнений). Указ 1765 г. разрешал помещикам без суда и следствия ссылать крестьян на каторгу. Указ 1767 г. запрещал любые крестьянские жалобы на помещиков. При Екатерине II крепостное право достигло своего пика. Крепостной уже мало отличался от раба.
Реакцией на такую политику стало восстание под руководством Емельяна Пугачева (1773-1775) – крупнейшее в российской истории. В историографии это восстание часто называется крестьянской войной. Восстание охватило Приуралье и Поволжье. Оно напугало правящий слой, побудив укрепить государственный строй.
В 1775 г. была проведена губернская реформа. Россия делилась на 50 губерний, каждая из которых, в свою очередь на 10-15 уездов с населением до 30 тыс. человек. В каждой губернии должно было проживать 300-400 тыс. душ мужского податного населения. Во главе губернии стоял губернатор. Он назначался лично императрицей и был подчинен непосредственно ей. Губернатору в губернии принадлежала вся полнота власти. В целях обеспечения порядка губернатору были подчинены все воинские части и команды в губерниях.