Образ героя этих баллад и легенд возник в XIII — первой половине XIV века[1]. Долгое время популярна была художественная версия Вальтера Скотта, основанная на ошибке, допущенной известным антикварием первой пол. XVIII века, одним из пионеров британской археологии Уильямом Стьюкли[2]. Согласно этой версии, Робин жил во второй половине XII века, то есть был современником Ричарда Львиное Сердце и Иоанна Безземельного. Против неё говорит ряд исторических деталей: так, соревнования по стрельбе из лука стали проводиться в Англии не раньше XIII века.
В ранних балладах Робин выступает в качестве йомена, то есть свободного мелкого землевладельца, в более же поздних он предстаёт незаконнорожденным сыном Ранульфа Честерского (1170-1232) или несправедливо лишённым титула и владений графом Хантингдонским[3]. Титул графа Хантингдонского был ликвидирован королём Генрихом III в 1237 году и вновь восстановлен лишь во второй половине XIV века, претендентом же на него был живший в XIII столетии и лишённый наследства рыцарь Роберт де Ким[4].
В исторической литературе «дворянином вне закона» (лат. nobilis exlex) впервые назвал благородного разбойника писавший в 1530-е годы королевский антикварий и поэт Джон Лиланд (англ.)русск., а в 1569 году известный издатель эпохи Тюдоров Ричард Графтон (англ.)русск. ссылался на некий находившийся в его распоряжении и подтверждавший это «старинный памфлет»[5].
В последние годы приобрела популярность гипотеза, высказанная ещё в 1852 году антикварием Джозефом Хантером (англ.)русск.[6], согласно которой реальным прототипом Робина являлся некий Роберт Худ из Уэйкфилда, живший во времена короля Эдуарда II, служивший мятежному графу Томасу Ланкастеру и ушедший в лес после казни в 1322 году своего господина. Имя некого Роберта Хода (англ. Robyn Hode) как получателя жалованья действительно упоминается в счетах королевской палаты за 1323-1324 годы[7], на основании чего ряд авторов пришли к заключению, что указанный Роберт раскаялся и поступил на службу к Эдуарду, а к старости принял постриг в Кирклейском аббатстве (англ.)русск., где в 1346 году и скончался. Нашедшая своё завершение в популярной книге писателя Найджела Кауторна «Правдивая история Робин Гуда» (2010)[8], версия эта активно тиражировалась в прессе; при этом высказывались безосновательные утверждения, что указанный Худ был чуть ли не одним из королевских фаворитов. Однако в подобном случае историческая основа для мифа о народном герое, которая, по мнению большинства исследователей, сформировалась ещё в первой половине XIV столетия, не получила бы достаточного времени для своего развития[9].
Позднейшая традиция называет родиной Робин Гуда селение Локсли, по названию которого иногда и самого знаменитого разбойника именуют Робином Локсли. Местом пребывания его отряда называется Шервудский лес в окрестностях Ноттингема. Однако в ранних вариантах баллад вольные стрелки укрывались в Барнсдейле (англ.)русск. в Южном Йоркшире, где в старину находился ещё более обширный заповедный королевский лес, богатый дичью и оленями. Как раз поблизости от него находятся и Локсли, и Уэйкфилд, и Кирклей, и родное аббатство одного из соратников Робина брата Тук
1. среди крестьян выделялись поземельно зависимые и лично зависимые. лично зависимые крестьяне находились в полной зависимости от воли феодала, но также под защитой феодала. поземельно зависимые крестьяне обрабатывали землю феодала, а лично были свободны. потому они в любой момент могли уйти от феодала, но и феодал также в любой момент мог выгнать их со своей земли.
2. крестьяне обрабатывали землю так, что не могли не объединяться в общину. у каждой деревни на поле были участки с почвой получше и похуже. чтобы все оставались в равных условиях полосы каждого из хозяев располагались чересполосно с другими и даже с господскими. каждый год крестьянину доставались разные полосы. нужно было распределять эти полосы, решать, что сеять (потому что сеять нужно было одно и то же), когда сеять и когда убирать урожай (потому что делать это нужно было всем одновременно). для решения всех этих и многих других вопросов и нужна была община.
3.большую часть орудий труда крестьяне делали сами, только иногда обращались к кузнецу, который жил в их же деревне. потому и орудия были деревянными, только отдельные их части делали из железа и то не всегда. потому работать было тяжело. у каждого хозяина дома была своя полоса на общинном поле, а также он пользовался общинными лугами, местами для рыбной ловли и т. п. крестьяне жили в небольших домах, которые состояли только из одной комнаты. там спали все члены семьи, зимой они проводили там почти весь день (летом – на улице). в разных частях европы дома строили по-разному: из местного камня, дерева, или делали деревянный каркас и заполняли его глиной соломой и вообще чем попало (фахверковые дома). крышу обычно делали из соломы или камыша. в центре дома горел очаг. печей не знали, потому огонь должен был гореть постоянно, особенно зимой, иначе сразу становилось холодно. дым выходил через дверь или отверстие в крыше. на север окон вообще не делали, южнее окна были, но маленькие, узкие. они закрывались только ставнями, изредка вместо стекла вставляли бычий пузырь. мебель крестьяне делали сами, потому она была грубой. обычно в доме стояли стол, лавки и сундук для праздничной одежды. спали обычно на лавках, лишь у зажиточных хозяев были кровати. вокруг дома стояло ещё несколько хозяйственных построек. также вокруг дома были сад, огород. ели в основном похлёбки из самых разных растений (некоторые мы сегодня считаем несъедобными), заедали это хлебом, зажиточные хозяева – сыром. также ели рыбу, мясо крестьяне практически не видели (потому феодалы ели почти исключительно мясо – они подчёркивали этим своё превосходство над крестьянами).
4.в раннее средневековье в европе выращивали ещё те же культуры, что и в античности, хотя климат большинства стран европы гораздо холоднее, чем в средиземноморье. почти не выращивали бобов, которые вскоре станут основным продуктом для европейцев. кроме того, использовали мало удобрений и примитивные орудия труда. из-за всего этого работать приходилось тяжело, а вырастить удавалось мало, часто случались периоды голода. меньше оставалось или совсем не оставалось излишков и тогда повинности феодалу отбирали необходимое.
5.натуральным хозяйством называется то, в котором потребляется то, что и производится. такое хозяйство может существовать само по себе, ему почти ничего не нужно из города или из далёких земель, но и то, что в таком хозяйстве выращивается, съедается тоже там, не остаётся почти ничего, что можно продать.
Образ героя этих баллад и легенд возник в XIII — первой половине XIV века[1]. Долгое время популярна была художественная версия Вальтера Скотта, основанная на ошибке, допущенной известным антикварием первой пол. XVIII века, одним из пионеров британской археологии Уильямом Стьюкли[2]. Согласно этой версии, Робин жил во второй половине XII века, то есть был современником Ричарда Львиное Сердце и Иоанна Безземельного. Против неё говорит ряд исторических деталей: так, соревнования по стрельбе из лука стали проводиться в Англии не раньше XIII века.
В ранних балладах Робин выступает в качестве йомена, то есть свободного мелкого землевладельца, в более же поздних он предстаёт незаконнорожденным сыном Ранульфа Честерского (1170-1232) или несправедливо лишённым титула и владений графом Хантингдонским[3]. Титул графа Хантингдонского был ликвидирован королём Генрихом III в 1237 году и вновь восстановлен лишь во второй половине XIV века, претендентом же на него был живший в XIII столетии и лишённый наследства рыцарь Роберт де Ким[4].
В исторической литературе «дворянином вне закона» (лат. nobilis exlex) впервые назвал благородного разбойника писавший в 1530-е годы королевский антикварий и поэт Джон Лиланд (англ.)русск., а в 1569 году известный издатель эпохи Тюдоров Ричард Графтон (англ.)русск. ссылался на некий находившийся в его распоряжении и подтверждавший это «старинный памфлет»[5].
В последние годы приобрела популярность гипотеза, высказанная ещё в 1852 году антикварием Джозефом Хантером (англ.)русск.[6], согласно которой реальным прототипом Робина являлся некий Роберт Худ из Уэйкфилда, живший во времена короля Эдуарда II, служивший мятежному графу Томасу Ланкастеру и ушедший в лес после казни в 1322 году своего господина. Имя некого Роберта Хода (англ. Robyn Hode) как получателя жалованья действительно упоминается в счетах королевской палаты за 1323-1324 годы[7], на основании чего ряд авторов пришли к заключению, что указанный Роберт раскаялся и поступил на службу к Эдуарду, а к старости принял постриг в Кирклейском аббатстве (англ.)русск., где в 1346 году и скончался. Нашедшая своё завершение в популярной книге писателя Найджела Кауторна «Правдивая история Робин Гуда» (2010)[8], версия эта активно тиражировалась в прессе; при этом высказывались безосновательные утверждения, что указанный Худ был чуть ли не одним из королевских фаворитов. Однако в подобном случае историческая основа для мифа о народном герое, которая, по мнению большинства исследователей, сформировалась ещё в первой половине XIV столетия, не получила бы достаточного времени для своего развития[9].
Позднейшая традиция называет родиной Робин Гуда селение Локсли, по названию которого иногда и самого знаменитого разбойника именуют Робином Локсли. Местом пребывания его отряда называется Шервудский лес в окрестностях Ноттингема. Однако в ранних вариантах баллад вольные стрелки укрывались в Барнсдейле (англ.)русск. в Южном Йоркшире, где в старину находился ещё более обширный заповедный королевский лес, богатый дичью и оленями. Как раз поблизости от него находятся и Локсли, и Уэйкфилд, и Кирклей, и родное аббатство одного из соратников Робина брата Тук
1. среди крестьян выделялись поземельно зависимые и лично зависимые. лично зависимые крестьяне находились в полной зависимости от воли феодала, но также под защитой феодала. поземельно зависимые крестьяне обрабатывали землю феодала, а лично были свободны. потому они в любой момент могли уйти от феодала, но и феодал также в любой момент мог выгнать их со своей земли.
2. крестьяне обрабатывали землю так, что не могли не объединяться в общину. у каждой деревни на поле были участки с почвой получше и похуже. чтобы все оставались в равных условиях полосы каждого из хозяев располагались чересполосно с другими и даже с господскими. каждый год крестьянину доставались разные полосы. нужно было распределять эти полосы, решать, что сеять (потому что сеять нужно было одно и то же), когда сеять и когда убирать урожай (потому что делать это нужно было всем одновременно). для решения всех этих и многих других вопросов и нужна была община.
3.большую часть орудий труда крестьяне делали сами, только иногда обращались к кузнецу, который жил в их же деревне. потому и орудия были деревянными, только отдельные их части делали из железа и то не всегда. потому работать было тяжело. у каждого хозяина дома была своя полоса на общинном поле, а также он пользовался общинными лугами, местами для рыбной ловли и т. п. крестьяне жили в небольших домах, которые состояли только из одной комнаты. там спали все члены семьи, зимой они проводили там почти весь день (летом – на улице). в разных частях европы дома строили по-разному: из местного камня, дерева, или делали деревянный каркас и заполняли его глиной соломой и вообще чем попало (фахверковые дома). крышу обычно делали из соломы или камыша. в центре дома горел очаг. печей не знали, потому огонь должен был гореть постоянно, особенно зимой, иначе сразу становилось холодно. дым выходил через дверь или отверстие в крыше. на север окон вообще не делали, южнее окна были, но маленькие, узкие. они закрывались только ставнями, изредка вместо стекла вставляли бычий пузырь. мебель крестьяне делали сами, потому она была грубой. обычно в доме стояли стол, лавки и сундук для праздничной одежды. спали обычно на лавках, лишь у зажиточных хозяев были кровати. вокруг дома стояло ещё несколько хозяйственных построек. также вокруг дома были сад, огород. ели в основном похлёбки из самых разных растений (некоторые мы сегодня считаем несъедобными), заедали это хлебом, зажиточные хозяева – сыром. также ели рыбу, мясо крестьяне практически не видели (потому феодалы ели почти исключительно мясо – они подчёркивали этим своё превосходство над крестьянами).
4.в раннее средневековье в европе выращивали ещё те же культуры, что и в античности, хотя климат большинства стран европы гораздо холоднее, чем в средиземноморье. почти не выращивали бобов, которые вскоре станут основным продуктом для европейцев. кроме того, использовали мало удобрений и примитивные орудия труда. из-за всего этого работать приходилось тяжело, а вырастить удавалось мало, часто случались периоды голода. меньше оставалось или совсем не оставалось излишков и тогда повинности феодалу отбирали необходимое.
5.натуральным хозяйством называется то, в котором потребляется то, что и производится. такое хозяйство может существовать само по себе, ему почти ничего не нужно из города или из далёких земель, но и то, что в таком хозяйстве выращивается, съедается тоже там, не остаётся почти ничего, что можно продать.