Патриарх Никон и протопоп Аввакум были главными идеологами двух течений в рамках русской православной церкви — никонианства и старообрядчества, возникших в середине XVII в. и ознаменовавших собой церковный раскол — одно из самых главных событий русской истории указанного столетия, во многом предопределившее последующую историческую судьбу России. Непосредственной причиной раскола русской церкви на никониан и старообрядцев стала осуществленная патриархом Никоном в 50-х гг. XVII в. реформа церковных обрядов и исправление богослужебных книг. Протопоп Аввакум и его сторонники выступили против данной реформы, т. е. за старые обряды и книги, оттого и были названы "старообрядцы". Расхождение по поводу церковных обрядов и богослужебной литературы составляло, однако, лишь внешнюю сторону церковного раскола. Глубинный смысл церковного раскола в России в середине XVII в. заключался в столкновении двух различных воззрений на историческое будущее Русского государства, его предназначение, сущность царской власти в России. Главные идеологи обоих течений — и Никон и Аввакум — выступали за независимость церкви от государственной власти, однако пути достижения этой независимости представляли по-разному. Таким образом, в сущности своей русский церковный раскол середины XVII в. был расколом в политической идеологии русской православной церкви, конфликтом политических воззрений никониан и старообрядцев, хотя внешне представал в качестве раскола религиозного, обрядового. Как бы то ни было, церковный раскол стал настоящей трагедией для русского общества. В войну друг с другом вступили самые активные, самые волевые, самые духовно стойкие, одаренные умом и талантом представители русского общества — люди ради своей веры пожертвовать не только мирскими благами, но и даже жизнью своей. Никон утверждал практически полную свободу церкви от государства. Он считал, что священники не должны подчиняться царским законам и царскому суду. Если же кто из священников подчинится, то в понимании Никона такой человек перестает быть священником. "Мирскаго суда у царя просяй — не епископ. Такожде и прочiи священнаго чина, оставивше церковные суды, к мiрским судiям прибегнут, аще и оправдани будут — извергнутся". Никон резко выступал против Соборного Уложения 1649 г. Он называл его "бесовскими законами" и открыто призывал не подчиняться нормам Уложения. Никон, таким образом, декларировал самый настоящий раскол между церковью и государством в России. Настоящим противником Никона была, как показывает анализ его политических взглядов, царская власть, превратившаяся, по его мнению, в орудие антихриста. Внешне, однако, все выглядело так, будто главную борьбу своей жизни Никон вел против старообрядцев — людей, не принявших его реформы церковных обрядов и не согласившихся с исправлением богослужебных книг. На самом деле Никон не придавал большого значения самой по себе обрядовой стороне реформы. Он допускал употребление в церковных службах как исправленных, так и старых, неисправленных книг. Никон не объявлял старообрядцев еретиками, данная оценка противников церковной реформы была внушена Церковному Собору прибывшими в Россию греческими священниками. Рассмотрение идеологии старообрядчества заставляет сделать вывод о том, что во многих постулатах старообрядцы, в сущности, сходились с Никоном. Об этом свидетельствуют сочинения главного идеолога старообрядчества протопопа Аввакума. Реформу церковных обрядов и движителя ее патриарха Никона Аввакум оценивал как ересь. Нигде нет такой непорочной православной веры, как в России, считал Аввакум . Нигде нет такого православного государства, как Русское. Аввакум был, в сущности, идеологом русского национального государства, русской национа
1 Для укрепления экономического положения государства правительство Годунова на церковном Соборе в 1584 г. добилось отмены податных льгот церкви и монастырей. В это же время проводится перепись земель для учета всего земельного фонда, в связи с чем запрещаются крестьянские переходы в Юрьев день, а в 1597 г. издается указ о пятилетнем сроке сыска беглых крестьян. Это было важным этапом в установлении крепостного права в России, укреплявшим тем самым экономическое положение служилого дворянства. Но крестьянин прикреплялся еще не к личности помещика, а к земле. Кроме того, прикрепление касалось только хозяина двора, но не его детей и племянников.
Стремясь ограничить экономическое могущество церкви, правительство Годунова, вместе с тем, заботилось о росте ее авторитета, что нашло выражение в учреждении в 1589 г. патриаршества в России (русская церковь добивалась этого с середины XV в.) . На церковном Соборе первым московским патриархом был провозглашен Иов - ревностный сторонник Годунова. Учреждение патриаршества делало русскую православную церковь юридически независимой от константинопольского патриарха.
2 В 1589 г. было введено патриаршество. Для русской церкви это означало полную самостоятельность и независимость от Константинополя. Возросла роль России в международных делах — она теперь являлась единственным независимым православным государством
3 Федор Иоаннович, сын Ивана VI Грозного, стал последним представителем династии Рюриковичей, правившей Российским государством с древних времен.
Не оставив после себя наследников, он умер, тем самым опустошив власть страны и положив начало Смутному времени. Он не был увлечен правлением и больше времени проводил, обучаясь религиозным учениям.
Однако результаты царствования всё же были. Во внешнеполитической сфере это было относительно мирное время. Россия продлила до 1602 года перемирие с Речью Посполитой.
4 В октябре 1582 года у Ивана Грозного родился сын Дмитрий, которому выпала доля стать последним отпрыском (по мужской линии) царской династии Рюриковичей.
5 Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова имели направление на укреплении государственности.
Внутренняя политика Бориса Годунова включает следующие мероприятия:
- отказ от политики массового террора
- консолидация землевладельцев
- разрешил крестьянам переходить от одного владельца к другому
- освободил холопов
- бесплатно раздавал хлеб, чтобы победить голод
- организовывал социальные работы, которые оплачивались хлебом
- наказывал спекулянтов твердыми ценами
- поддерживал посадское население и ремесленников
- начал широкое строительство городов в Поволжье
- поддержал независимость православной церкви
- учредил патриаршества
- устраивал репрессии
- закрепостил крестьян сильнее
- рабочие превращались в холопов из-за бесправия
- не удалось избежать голода
- утратил 1/3 населения
Внешняя политика имела прозападный характер и включала следующие мероприятия:
- укрепление и расширение границ государства – получил Ивангород, Ям, Копорье и выход к Балтийскому морю.
- улучшение обороны Москвы и Смоленска
- Соловецкий монастырь перевелся в ранг крепости
- увеличил международный авторитет России
- 15летнее перемирие с Польшей
По итогам, российская экономика была восстановлена, а международный престиж России увеличен, хотя под конец его правления положения обычного населения существенно ухудшилось.
Непосредственной причиной раскола русской церкви на никониан и старообрядцев стала осуществленная патриархом Никоном в 50-х гг. XVII в. реформа церковных обрядов и исправление богослужебных книг. Протопоп Аввакум и его сторонники выступили против данной реформы, т. е. за старые обряды и книги, оттого и были названы "старообрядцы". Расхождение по поводу церковных обрядов и богослужебной литературы составляло, однако, лишь внешнюю сторону церковного раскола. Глубинный смысл церковного раскола в России в середине XVII в. заключался в столкновении двух различных воззрений на историческое будущее Русского государства, его предназначение, сущность царской власти в России. Главные идеологи обоих течений — и Никон и Аввакум — выступали за независимость церкви от государственной власти, однако пути достижения этой независимости представляли по-разному. Таким образом, в сущности своей русский церковный раскол середины XVII в. был расколом в политической идеологии русской православной церкви, конфликтом политических воззрений никониан и старообрядцев, хотя внешне представал в качестве раскола религиозного, обрядового.
Как бы то ни было, церковный раскол стал настоящей трагедией для русского общества. В войну друг с другом вступили самые активные, самые волевые, самые духовно стойкие, одаренные умом и талантом представители русского общества — люди ради своей веры пожертвовать не только мирскими благами, но и даже жизнью своей.
Никон утверждал практически полную свободу церкви от государства. Он считал, что священники не должны подчиняться царским законам и царскому суду. Если же кто из священников подчинится, то в понимании Никона такой человек перестает быть священником. "Мирскаго суда у царя просяй — не епископ. Такожде и прочiи священнаго чина, оставивше церковные суды, к мiрским судiям прибегнут, аще и оправдани будут — извергнутся". Никон резко выступал против Соборного Уложения 1649 г. Он называл его "бесовскими законами" и открыто призывал не подчиняться нормам Уложения. Никон, таким образом, декларировал самый настоящий раскол между церковью и государством в России.
Настоящим противником Никона была, как показывает анализ его политических взглядов, царская власть, превратившаяся, по его мнению, в орудие антихриста. Внешне, однако, все выглядело так, будто главную борьбу своей жизни Никон вел против старообрядцев — людей, не принявших его реформы церковных обрядов и не согласившихся с исправлением богослужебных книг. На самом деле Никон не придавал большого значения самой по себе обрядовой стороне реформы. Он допускал употребление в церковных службах как исправленных, так и старых, неисправленных книг. Никон не объявлял старообрядцев еретиками, данная оценка противников церковной реформы была внушена Церковному Собору прибывшими в Россию греческими священниками.
Рассмотрение идеологии старообрядчества заставляет сделать вывод о том, что во многих постулатах старообрядцы, в сущности, сходились с Никоном. Об этом свидетельствуют сочинения главного идеолога старообрядчества протопопа Аввакума. Реформу церковных обрядов и движителя ее патриарха Никона Аввакум оценивал как ересь. Нигде нет такой непорочной православной веры, как в России, считал Аввакум . Нигде нет такого православного государства, как Русское. Аввакум был, в сущности, идеологом русского национального государства, русской национа
1 Для укрепления экономического положения государства правительство Годунова на церковном Соборе в 1584 г. добилось отмены податных льгот церкви и монастырей. В это же время проводится перепись земель для учета всего земельного фонда, в связи с чем запрещаются крестьянские переходы в Юрьев день, а в 1597 г. издается указ о пятилетнем сроке сыска беглых крестьян. Это было важным этапом в установлении крепостного права в России, укреплявшим тем самым экономическое положение служилого дворянства. Но крестьянин прикреплялся еще не к личности помещика, а к земле. Кроме того, прикрепление касалось только хозяина двора, но не его детей и племянников.
Стремясь ограничить экономическое могущество церкви, правительство Годунова, вместе с тем, заботилось о росте ее авторитета, что нашло выражение в учреждении в 1589 г. патриаршества в России (русская церковь добивалась этого с середины XV в.) . На церковном Соборе первым московским патриархом был провозглашен Иов - ревностный сторонник Годунова. Учреждение патриаршества делало русскую православную церковь юридически независимой от константинопольского патриарха.
2 В 1589 г. было введено патриаршество. Для русской церкви это означало полную самостоятельность и независимость от Константинополя. Возросла роль России в международных делах — она теперь являлась единственным независимым православным государством
3 Федор Иоаннович, сын Ивана VI Грозного, стал последним представителем династии Рюриковичей, правившей Российским государством с древних времен.
Не оставив после себя наследников, он умер, тем самым опустошив власть страны и положив начало Смутному времени. Он не был увлечен правлением и больше времени проводил, обучаясь религиозным учениям.
Однако результаты царствования всё же были. Во внешнеполитической сфере это было относительно мирное время. Россия продлила до 1602 года перемирие с Речью Посполитой.
4 В октябре 1582 года у Ивана Грозного родился сын Дмитрий, которому выпала доля стать последним отпрыском (по мужской линии) царской династии Рюриковичей.
5 Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова имели направление на укреплении государственности.
Внутренняя политика Бориса Годунова включает следующие мероприятия:
- отказ от политики массового террора
- консолидация землевладельцев
- разрешил крестьянам переходить от одного владельца к другому
- освободил холопов
- бесплатно раздавал хлеб, чтобы победить голод
- организовывал социальные работы, которые оплачивались хлебом
- наказывал спекулянтов твердыми ценами
- поддерживал посадское население и ремесленников
- начал широкое строительство городов в Поволжье
- поддержал независимость православной церкви
- учредил патриаршества
- устраивал репрессии
- закрепостил крестьян сильнее
- рабочие превращались в холопов из-за бесправия
- не удалось избежать голода
- утратил 1/3 населения
Внешняя политика имела прозападный характер и включала следующие мероприятия:
- укрепление и расширение границ государства – получил Ивангород, Ям, Копорье и выход к Балтийскому морю.
- улучшение обороны Москвы и Смоленска
- Соловецкий монастырь перевелся в ранг крепости
- увеличил международный авторитет России
- 15летнее перемирие с Польшей
По итогам, российская экономика была восстановлена, а международный престиж России увеличен, хотя под конец его правления положения обычного населения существенно ухудшилось.