При царе Михаиле Романове страной фактически управлял патриарх Филарет. Был проведен учет земельного фонда, постоянно взимались налоги, укреплен суд, уменьшен произвол властей в центре и на местах, уменьшены привилегии монастырей. Филарет выступал против взяток, вольнодумства, распущенности, в церковной жизни стало больше спокойствия и порядка.
Годы творческой деятельности святителя Московского Филарета совпали с судьбоносным временем в истории духовного образования в России: временем проведения реформ. Начало его деятельности ознаменовалось выходом в свет Устава 1814 г. Итогом его работы на административном поприще стал Устав 1869 г.
Но после его смерти в церкви начались бурные события.
В церковных книгах накопилось много неточностей. Во время церковных служб одновременно священник читал свою молитву, дьячок - свою, а хор пел псалмы. Прихожане не могли ничего разобрать, во время службы разговаривали.
Было решено обратиться к греческим источникам религиозной литературы.
Реформатором церковной реформы, как известно, стал Никон.
Наиболее заметные нововедения Никона:
вместо двуперстного крестного знамения, которое было принято на Руси от византийской православной церкви вместе с христианством и которое является частью святоапостольского предания, было введено троеперстное; - в старых книгах, в согласии с духом славянского языка, всегда писалось и выговаривалось имя Исус»; в новых книгах это имя было переделано на грецизированное «Иисус»; - в старых книгах установлено во время крещения, венчания и освящения храма делать обхождение по солнцу в знак того, что мы идем за Солнцем-Христом. В новых книгах введено обхождение против солнца; - в старых книгах в символе веры (8-й член) читается: «И в Духа Святаго Господа Истиннаго и Животворящаго»; после исправлений слово «Истиннаго» было исключено; вместо сугубой, т. е. двойной аллилуии, которую творила русская Церковь с древних времен, была введена трегубая (то есть тройная) аллилуия; - Божественную литургию в Древней Руси совершали на семи просфорах; новые «справщики» ввели пятипросфорие, т. е. две просфоры исключили.
Иван Исаевич Болотников возглавил народное востание. Он был прежде купцом, обладал неузрядным умом и военным талантом. Болотников обещал крестьянам и холопам волю, и люди к нему шли и шли. Восставшие, во главе со своим предводителем, направились к столице. Под москвой их войско объединилось с дворянской повстанческой армией. В решающий час восставшим был нанесён сильный удар: дворяне, возглавляемые Ляпуновым и Пашковым,перешли на сторону Шуйского. Обстановка резко изменилась, и воставшие в декабре 1605 г. отступили к Калуге. Но это был ещё не конец. Болотников одержал ещё ряд побед, но они не переломили развитие событий. чаша весов склонилась в пользу правительственных войск. Во время одного из сражений Болотников попал в плен и был казнён, а восставшие разошлись по домам.
При царе Михаиле Романове страной фактически управлял патриарх Филарет. Был проведен учет земельного фонда, постоянно взимались налоги, укреплен суд, уменьшен произвол властей в центре и на местах, уменьшены привилегии монастырей. Филарет выступал против взяток, вольнодумства, распущенности, в церковной жизни стало больше спокойствия и порядка.
Годы творческой деятельности святителя Московского Филарета совпали с судьбоносным временем в истории духовного образования в России: временем проведения реформ. Начало его деятельности ознаменовалось выходом в свет Устава 1814 г. Итогом его работы на административном поприще стал Устав 1869 г.
Но после его смерти в церкви начались бурные события.
В церковных книгах накопилось много неточностей. Во время церковных служб одновременно священник читал свою молитву, дьячок - свою, а хор пел псалмы. Прихожане не могли ничего разобрать, во время службы разговаривали.
Было решено обратиться к греческим источникам религиозной литературы.
Реформатором церковной реформы, как известно, стал Никон.
Наиболее заметные нововедения Никона:
вместо двуперстного крестного знамения, которое было принято на Руси от византийской православной церкви вместе с христианством и которое является частью святоапостольского предания, было введено троеперстное;
- в старых книгах, в согласии с духом славянского языка, всегда писалось и выговаривалось имя Исус»; в новых книгах это имя было переделано на грецизированное «Иисус»;
- в старых книгах установлено во время крещения, венчания и освящения храма делать обхождение по солнцу в знак того, что мы идем за Солнцем-Христом. В новых книгах введено обхождение против солнца;
- в старых книгах в символе веры (8-й член) читается: «И в Духа Святаго Господа Истиннаго и Животворящаго»; после исправлений слово «Истиннаго» было исключено;
вместо сугубой, т. е. двойной аллилуии, которую творила русская Церковь с древних времен, была введена трегубая (то есть тройная) аллилуия;
- Божественную литургию в Древней Руси совершали на семи просфорах; новые «справщики» ввели пятипросфорие, т. е. две просфоры исключили.
Иван Исаевич Болотников возглавил народное востание. Он был прежде купцом, обладал неузрядным умом и военным талантом. Болотников обещал крестьянам и холопам волю, и люди к нему шли и шли. Восставшие, во главе со своим предводителем, направились к столице. Под москвой их войско объединилось с дворянской повстанческой армией. В решающий час восставшим был нанесён сильный удар: дворяне, возглавляемые Ляпуновым и Пашковым,перешли на сторону Шуйского. Обстановка резко изменилась, и воставшие в декабре 1605 г. отступили к Калуге. Но это был ещё не конец. Болотников одержал ещё ряд побед, но они не переломили развитие событий. чаша весов склонилась в пользу правительственных войск. Во время одного из сражений Болотников попал в плен и был казнён, а восставшие разошлись по домам.