1. С.Торайғыровтың "Шығамын тірі болсам адам болып" өлеңіндегі мәтіннің идеясын ашатын тармақты көрсет. Бұл сезім асып айтқан асылық емес,
Ойында оты барлар асылық демес.
Тебем деп тірі болсам надандықты,
Серт етіп, өз-өзіме еткем егес.
А) Бұл сезім асып айтқан асылық емес.
Г) Серт етіп, өз-өзіме еткем егес.
В) Тебем деп тірі болсам надандықты,
Б) Ойында оты барлар асылық демес.
Объяснение:
жел энергиясын механикалық, жылу немесе электр энергиясына түрлендірудің теориялық негіздерін, әдістері мен техникалық құралдарын жасаумен айналысатын энергетиканың саласы. Ол жел энергиясын халық шаруашылығына ұтымды пайдалану мүмкіндіктерін қарастырады. Қазақстанда жел күшімен алынатын электр энергия-сы қуатын кеңінен және мол өндіруге болады. Республикамыздың барлық өңірлерінде жел қуаты жеткілікті. Жел энергиясының басқа энергия көздерінен экологиялық және экономикалық артықшылықтары көп. Жел энергетикасы қондырғыларының технологиясын жетілдіру арқылы оның тиімділігін арттыруға болады. Жел энергиясын тұрақты пайдалану үшін жел энергетикасы қондырғыларын басқа энергия көздерімен кешенді түрде ұштастыру қажет. Республиканың шығыс, оңтүстік-шығыс, оңтүстік аймақтарында су электр стансалары мен жел электр стансаларын біріктіріп электр энергиясын өндіру өте тиімді. Қыс айларында жел күші көбейсе, жаз айларында азаяды, ал су керісінше, қыс айларында азайса, жаз айларында көбейеді. Сөйтіп, энергия өндіруді біршама тұрақтандыруға болады.[2]
Лове́ц снов (оджибве asabikeshiinh, неодушевлённая форма слова «паук», или более современный вариант bawaajige nagwaagan «силки для снов»[1]) — индейский амулет, защищающий спящего от злых духов и болезней. По преданиям[2], плохие сны запутываются в паутине, а хорошие проскальзывают сквозь отверстие в середине. Первое описание плетёного амулета индейцев Оджибве содержится в книге Иоганна Георга Коля “Китчи-Гами, жизнь среди оджибве Верхнего Озера”. В своей книге "Ловцы снов: легенды, наследие и артефакты" американский антрополог Кэт Оберхольцер указывает, что у различных племён оберег имел различную форму. У оджибве и кри южного побережья Залива Джеймса они имели круглую форму и рисунок паучьей сети, в то время как у кри северных территорий амулеты напоминали больше рыбацкую сеть. Тем не менее, и в том, и в другом случае задачей этих плетёных оберегов было “поймать” простуду, болезнь или злых духов.[3]
На протяжении долгого времени многие племена претендовали на авторство ловцов снов. Наиболее известными среди них были навахо, лакота сиу, гуроны, кри, мохоки, чироки, ирокезы и оджибве. В начале двухтысячных годов было достигнуто согласие в том, что изначальное авторство ловцов снов принадлежит племени оджибве.[4]
Ловец снов не только ловит неприятные, пугающие сны и злых духов, приходящих с ними, но и всё, что приносит несчастья, к примеру, простуду или неудачу.
Амулет представляет собой паутину из суровых ниток или оленьих жил, натянутых на круг из ивовой ветви. Часто в ловец вплетают несколько перьев, украшают бисером, раковинами или бусинами. Амулет вешается над изголовьем спящего. Такой амулет можно сделать своими руками или купить в сувенирной лавке.
Круглая форма обруча ловца снов напоминает священный круг (магическое колесо) — один из самых важных символов индейцев.
Перо, являющееся манифестацией сверхъестественной энергии Вселенной, символизирует путь, по которому должен следовать человек в пространстве сновидения. Считается, что каждый раз, когда снится хороший сон, ворсинки пера шевелятся по мере того, как сон пробирается по ним к спящему.[5]
Объяснение: