Кочевая жизнь в суровых условиях степи и полностью натуральное хозяйство вынуждала людей заниматься производством всего необходимого самостоятельно. Так зародились казахские народные ремесла, которые удовлетворяли все потребности людей, и довольно редко становились предметом торговли. В племенах кочевников было гендерное разделение по видам ремесленных работ: мужчины занимались обработкой дерева, металла, кожи и другими видами промыслов, требующих силы, и традиционно связанных с мужской деятельностью; а женщины работали в сферах, где нужна усидчивость и кропотливая работа – изготовление и обработка войлока, шерсти, различные виды плетения и вышивки.
Позднее, в XIX веке присоединение Казахстана к Российской Империи и развитие торговли привели к снижению роли народных ремесел, хотя, с другой стороны, новые привозные материалы и сырье позволили ремесленникам расширить свои возможности, и реализовать новые идеи. В итоге, ремесла стали прерогативой отдельных специалистов, которые начали создавать изделия исключительно на продажу. Сегодня народные ремесла являются отражением богатой кочевой культуры Казахстана, а ремесленные изделия, в основном, служат подарками и сувенирами.
Дерево
Одним из важнейших материалов в жизни казахских кочевников было дерево. Из него изготавливали детали каркаса юрты, мебель, посуду, и другие предметы быта. В основном, деревообрабатывающее ремесло было развито на севере Казахстана, с большим количеством леса.
Самым важным ремеслом было изготовление деталей для юрты: стенок-решеток «кереге», жердей для крыши «юк», и обода-навершия «шанырак». Создание крепкого и геометрически правильного каркаса для постоянного жилища требовало высокого ремесленного мастерства. Причем, «шанырак» был самой сложной и важной конструкцией, его передавали по наследству, и довольно часто его украшали различными резными орнаментами.
Также, из дерева делали некоторые детали для седел, рукоятки для рабочих инструментов, различные шкафчики и сундуки. Отдельным ремеслом по работе с деревом было изготовление казахских музыкальных инструментов «кобыза» и «домбры».
Металл
Менее рас материалом для ремесленников были различные металлы, но кузнечное ремесло было важным умением в жизни кочевников – из металла делали подковы, стремена, детали упряжки, а также ножи, и различные инструменты. В основном, ремесла, связанные с работой по металлу, были развиты слабо. А с развитием торговли, привозные изделия полностью заменили местное производство. Однако, навыки в работе по металлу применялись также в работе казахских ювелиров.
Кожа
Кожевенное ремесло составляло еще одну важную часть в жизни казахов. Из кожи диких и домашних животных делали зимнюю одежду, шапки, детали седел и другой амуниции для лошадей. Некоторые виды одежды были настолько качественными и удобными, что слава о них рас по странам Центральной Азии, и они высоко ценились на базарах Востока. Также, массовым среди кочевников было сапожное ремесло, так как зимой и летом казахи носили сапоги. Помимо этого, из кожи делали сосуды для воды и кумыса. И хотя работа с кожей была прерогативой мужчин, в этих ремеслах часто были задействованы и женщины.
Войлок и ткацкие ремесла
Изготовление и обработка войлока было базовым ремеслом казахских кочевников, и этим занимались женщины. В первую очередь войлок использовали для покрытия юрт. Войлок использовали для пошива тапочек, а тонкий войлок был материалом для различной одежды. Также, войлок служил основой для ковров «текемет», которыми устилали пол в юрте, и для красивых ковров «тускииз», украшавших стены юрты. Вместе с этим было хорошо развито ковроткачество из шерсти и тонких полос ткани. А в более древние времена было повсеместно рас ремесло плетения циновок.
Ювелирное и косторезное искусство
Казахи также были отличными ювелирами, и владели многими техниками работы с металлом – ковкой, чеканкой, штамповкой и другими. Основным материалом было серебро, хотя встречались изделия из золота. Ювелиры создавали различные кольца, браслеты, серьги и подвески, а также детали одежды – пряжки и пуговицы. Особым видом ювелирного искусства Казахстана можно назвать косторезное ремесло, где из костей и рогов животных мастера вырезали различные фигурки, а также делали тонкие пластинки с рисунками и узорами, которыми потом инкрустировали предметы мебели.
Наиболее традиционными изделиями казахского кошмоваляния являются:
- кииз – войлок гладкий, по обыкновению из белой или серой шерсти, который шел в основном на покрытие юрты, хозяйственные нужды;
- текемет – кошма постилочная, получаемая путем вваливания рисунков из окрашенной непряденой шерсти на полуготовую основу, свертываемую вместе с циновкой в рулон, который неоднократно поливался горячей водой и катался ногами и предплечьями рук;
- сырмак, сырдамал – полотнища постилочные, изготавливаемые по обыкновению путем нашивания на первооснову двух разноцветных, но одинаковых рисунков, вырезанных из тонкого войлока;
- тускииз – ковры войлочные настенные. Аппликация по войлоку бархатом, вырезанным в виде орнаментальных рисунков двух цветов. При этом фоном для первого рисунка служат остатки от второго, или наоборот.
. Казахи издавна умели выделывать шкуру и кожу животных. Из кожи изготавливали обувь, посуду, делали конскую сбрую, ремни. Шкуры в основном шли на пошив одежды.
Домашние предметы казахов соответствовали условиям кочевого и полукочевого образа жизни. Для удобства во времени кочевок в основном использовались войлочные чемоданы, сумки для посуды, чехлы, покрывала, также тканные сумки для различных целей: дорба – для хранения одежды и белья кесе кап, аяк кап – для хозяйственной утвари, коржын – переметная сумка с двумя отделениями: для вещей и продуктов. Все эти предметы выполнялись искусно, с большим количеством украшающих элементов. Кузнечные мастера изготавливали из железа инструменты для хозяйства: балта, устара, шеге, кулып, для охоты – мылтык (винтовку), кылыш (сабли), селебе (полусабли) и т.д.
Зергеры – ювилиры-серебряники – искусно выполняли все виды украшений, а также украшения серебром разные вещи – жуген (узда), ер (седла) и другие предметы.
Среди женских ремесел у казахов в значительное место занимало ткачество как безворсовые, так и с ворсом. Из пряденной овечьей или верблюжьей шерсти ткали берворсовые ковры – тақыр кілем, орнаментальные полосы – ленты различной ширины для украшения юрты – басқұр, бау и т.д.
Ворсовые ковры высоко ценились казахами, они были одними из главных предметов приданого невесты. Для орнаментации ворсовых ковров характерен ромб с отходящими от его углов ответвлениями в виде завитков, крючков разной формы.
Одним из рас видов казахского прикладного искусства, как в так и в настоящем является вышивка. Она требует много времени и большого мастерства, особенно в процессе изготовления настенных ковров-тускиизов. В старину бытовала традиция вышивать парчовой нитью. Если в композициях войлочных тускиизов, выполненных в технике инкрустации и аппликации, преобладали зооморфные мотивы в виде рогов и солярные розетки, то в вышитых тускиизах применялся растительный орнамент, чаще в виде цветков и листьев.
Вышивка применялась также на предметах домашнего обихода – біз кесте- по бархату, замше, тонкому сукну.
Обработка дерева также была одним из достаточно развитых ремесел. Из дерева мастера делали остовы юрт, изготавливали деревянные части седел, также принадлежности для дома- кровати, сундуки и т.д.
Оригинальна и неповторима резьба по дереву, которая бывает плоскостной, объемной, сквозной и дополняется росписью. Резными раньше были двери, верхняя цилиндрическая часть остова, низ купольных жердей юрты, ее обруч, а также кебеже – ларь, әбдіре- сундуки, төсекағаш – кровать, жастықағаш – изголовье подушечное, асадал – шкаф разборный для хранения посуды; музыкальные инструменты; посуда: ожау, саптыаяк – черпаки, тостаған- миски, күбі- маслобойни и многое другое.
К известному сложному виду промысла относится и плетение циновок из чия – степного тростника. Для этого каждую тростинку сначала в отдельности обвивали по заданному рисунку разноцветными волокнами непряденой шерсти. Затем, сплетая их вместе, получали великолепный ковровый рисунок. Плетенными таким полотнищами – шым ши обкладывались решетчатые стены юрты – кереге, а также внутренняя сторона дверной завесы.
Как и во всех видах народного ремесла, в вышивке, также как и в плетении, узорном войлоке и ткачестве, самобытно проявился художественный талант народа, сумевшего передать свой опыт подрастающему поколению через информативную, познавательную, воспитывающую функции этнокультуры.
Выбирай любое
Объяснение:
Кочевая жизнь в суровых условиях степи и полностью натуральное хозяйство вынуждала людей заниматься производством всего необходимого самостоятельно. Так зародились казахские народные ремесла, которые удовлетворяли все потребности людей, и довольно редко становились предметом торговли. В племенах кочевников было гендерное разделение по видам ремесленных работ: мужчины занимались обработкой дерева, металла, кожи и другими видами промыслов, требующих силы, и традиционно связанных с мужской деятельностью; а женщины работали в сферах, где нужна усидчивость и кропотливая работа – изготовление и обработка войлока, шерсти, различные виды плетения и вышивки.
Позднее, в XIX веке присоединение Казахстана к Российской Империи и развитие торговли привели к снижению роли народных ремесел, хотя, с другой стороны, новые привозные материалы и сырье позволили ремесленникам расширить свои возможности, и реализовать новые идеи. В итоге, ремесла стали прерогативой отдельных специалистов, которые начали создавать изделия исключительно на продажу. Сегодня народные ремесла являются отражением богатой кочевой культуры Казахстана, а ремесленные изделия, в основном, служат подарками и сувенирами.
Дерево
Одним из важнейших материалов в жизни казахских кочевников было дерево. Из него изготавливали детали каркаса юрты, мебель, посуду, и другие предметы быта. В основном, деревообрабатывающее ремесло было развито на севере Казахстана, с большим количеством леса.
Самым важным ремеслом было изготовление деталей для юрты: стенок-решеток «кереге», жердей для крыши «юк», и обода-навершия «шанырак». Создание крепкого и геометрически правильного каркаса для постоянного жилища требовало высокого ремесленного мастерства. Причем, «шанырак» был самой сложной и важной конструкцией, его передавали по наследству, и довольно часто его украшали различными резными орнаментами.
Также, из дерева делали некоторые детали для седел, рукоятки для рабочих инструментов, различные шкафчики и сундуки. Отдельным ремеслом по работе с деревом было изготовление казахских музыкальных инструментов «кобыза» и «домбры».
Металл
Менее рас материалом для ремесленников были различные металлы, но кузнечное ремесло было важным умением в жизни кочевников – из металла делали подковы, стремена, детали упряжки, а также ножи, и различные инструменты. В основном, ремесла, связанные с работой по металлу, были развиты слабо. А с развитием торговли, привозные изделия полностью заменили местное производство. Однако, навыки в работе по металлу применялись также в работе казахских ювелиров.
Кожа
Кожевенное ремесло составляло еще одну важную часть в жизни казахов. Из кожи диких и домашних животных делали зимнюю одежду, шапки, детали седел и другой амуниции для лошадей. Некоторые виды одежды были настолько качественными и удобными, что слава о них рас по странам Центральной Азии, и они высоко ценились на базарах Востока. Также, массовым среди кочевников было сапожное ремесло, так как зимой и летом казахи носили сапоги. Помимо этого, из кожи делали сосуды для воды и кумыса. И хотя работа с кожей была прерогативой мужчин, в этих ремеслах часто были задействованы и женщины.
Войлок и ткацкие ремесла
Изготовление и обработка войлока было базовым ремеслом казахских кочевников, и этим занимались женщины. В первую очередь войлок использовали для покрытия юрт. Войлок использовали для пошива тапочек, а тонкий войлок был материалом для различной одежды. Также, войлок служил основой для ковров «текемет», которыми устилали пол в юрте, и для красивых ковров «тускииз», украшавших стены юрты. Вместе с этим было хорошо развито ковроткачество из шерсти и тонких полос ткани. А в более древние времена было повсеместно рас ремесло плетения циновок.
Ювелирное и косторезное искусство
Казахи также были отличными ювелирами, и владели многими техниками работы с металлом – ковкой, чеканкой, штамповкой и другими. Основным материалом было серебро, хотя встречались изделия из золота. Ювелиры создавали различные кольца, браслеты, серьги и подвески, а также детали одежды – пряжки и пуговицы. Особым видом ювелирного искусства Казахстана можно назвать косторезное ремесло, где из костей и рогов животных мастера вырезали различные фигурки, а также делали тонкие пластинки с рисунками и узорами, которыми потом инкрустировали предметы мебели.
Бери что хочешь
Объяснение:
Наиболее традиционными изделиями казахского кошмоваляния являются:
- кииз – войлок гладкий, по обыкновению из белой или серой шерсти, который шел в основном на покрытие юрты, хозяйственные нужды;
- текемет – кошма постилочная, получаемая путем вваливания рисунков из окрашенной непряденой шерсти на полуготовую основу, свертываемую вместе с циновкой в рулон, который неоднократно поливался горячей водой и катался ногами и предплечьями рук;
- сырмак, сырдамал – полотнища постилочные, изготавливаемые по обыкновению путем нашивания на первооснову двух разноцветных, но одинаковых рисунков, вырезанных из тонкого войлока;
- сырдак – полотнище постилочное, вышитое по войлоку разноцветными шерстяными нитями;
- тускииз – ковры войлочные настенные. Аппликация по войлоку бархатом, вырезанным в виде орнаментальных рисунков двух цветов. При этом фоном для первого рисунка служат остатки от второго, или наоборот.
. Казахи издавна умели выделывать шкуру и кожу животных. Из кожи изготавливали обувь, посуду, делали конскую сбрую, ремни. Шкуры в основном шли на пошив одежды.
Домашние предметы казахов соответствовали условиям кочевого и полукочевого образа жизни. Для удобства во времени кочевок в основном использовались войлочные чемоданы, сумки для посуды, чехлы, покрывала, также тканные сумки для различных целей: дорба – для хранения одежды и белья кесе кап, аяк кап – для хозяйственной утвари, коржын – переметная сумка с двумя отделениями: для вещей и продуктов. Все эти предметы выполнялись искусно, с большим количеством украшающих элементов. Кузнечные мастера изготавливали из железа инструменты для хозяйства: балта, устара, шеге, кулып, для охоты – мылтык (винтовку), кылыш (сабли), селебе (полусабли) и т.д.
Зергеры – ювилиры-серебряники – искусно выполняли все виды украшений, а также украшения серебром разные вещи – жуген (узда), ер (седла) и другие предметы.
Среди женских ремесел у казахов в значительное место занимало ткачество как безворсовые, так и с ворсом. Из пряденной овечьей или верблюжьей шерсти ткали берворсовые ковры – тақыр кілем, орнаментальные полосы – ленты различной ширины для украшения юрты – басқұр, бау и т.д.
Ворсовые ковры высоко ценились казахами, они были одними из главных предметов приданого невесты. Для орнаментации ворсовых ковров характерен ромб с отходящими от его углов ответвлениями в виде завитков, крючков разной формы.
Одним из рас видов казахского прикладного искусства, как в так и в настоящем является вышивка. Она требует много времени и большого мастерства, особенно в процессе изготовления настенных ковров-тускиизов. В старину бытовала традиция вышивать парчовой нитью. Если в композициях войлочных тускиизов, выполненных в технике инкрустации и аппликации, преобладали зооморфные мотивы в виде рогов и солярные розетки, то в вышитых тускиизах применялся растительный орнамент, чаще в виде цветков и листьев.
Вышивка применялась также на предметах домашнего обихода – біз кесте- по бархату, замше, тонкому сукну.
Обработка дерева также была одним из достаточно развитых ремесел. Из дерева мастера делали остовы юрт, изготавливали деревянные части седел, также принадлежности для дома- кровати, сундуки и т.д.
Оригинальна и неповторима резьба по дереву, которая бывает плоскостной, объемной, сквозной и дополняется росписью. Резными раньше были двери, верхняя цилиндрическая часть остова, низ купольных жердей юрты, ее обруч, а также кебеже – ларь, әбдіре- сундуки, төсекағаш – кровать, жастықағаш – изголовье подушечное, асадал – шкаф разборный для хранения посуды; музыкальные инструменты; посуда: ожау, саптыаяк – черпаки, тостаған- миски, күбі- маслобойни и многое другое.
К известному сложному виду промысла относится и плетение циновок из чия – степного тростника. Для этого каждую тростинку сначала в отдельности обвивали по заданному рисунку разноцветными волокнами непряденой шерсти. Затем, сплетая их вместе, получали великолепный ковровый рисунок. Плетенными таким полотнищами – шым ши обкладывались решетчатые стены юрты – кереге, а также внутренняя сторона дверной завесы.
Как и во всех видах народного ремесла, в вышивке, также как и в плетении, узорном войлоке и ткачестве, самобытно проявился художественный талант народа, сумевшего передать свой опыт подрастающему поколению через информативную, познавательную, воспитывающую функции этнокультуры.