2. По словам Ерсайына, в чем причина того, что большинство выпускников не работают по профессии? Сформулируйте свои мысли в четырех предложениях. Казахстане нет рекомендаций для выпускников школ по выбору профессии. Поэтому молодые люди не знают, какие профессии сегодня востребованы. Теперь эта проблема решена. В ближайшие пять лет будет издана энциклопедия 100 специальностей. Салтанат уже год не может найти работу по специальности. Окончил университет по специальности биология. Я выбрал. Люблю свою профессию. Но я не думал, будет ли он востребован в будущем. Наверное, потому, что окончила сельскую школу, не знала, что есть много профессий. Когда я закончил институт, думал, что быстро найду работу по специальности. Но год, а я все еще безработный. Сколько мест я посетил со своим резюме? Говорят, что на этот предмет в школах не хватает мест. Сейчас подумываю искать работу в другой сфере, - говорит Салтанат. В высшем образовании Казахстана большой выбор. Однако большинство молодых выпускников не поступают на специальность, которую хотели бы изучать бесплатно. Хоть у него и не было желанной профессии, но есть диплом, но нет желания работать. По словам лидера движения «Судьба поколения - образование» Ерсайына, только 20-30% выпускников школ выбирают правильную профессию. Еще одна большая проблема - 90% выпускников не находят работу по специальности. В Казахстане нет анализа специальностей. А выпускники хотят получить только стипендию. Его не волнует, будет ли профессия востребована или сможет ли он найти работу после окончания учебы. Из-за отсутствия профессиональной подготовки в школах студенты не имеют информации о специальностях. Ориентация Специального исследования мы не проводили, но правда, что только 10-20% молодых людей с высшим образованием в год трудоустраиваются по специальности. Остальные будут зарабатывать деньги на строительстве и охране, - говорит Ерсайын.
Құрмалас сөйлемнің құрамындағы жай сөйлемдер өзара мынадай жолдармен байланысады :
а) Интонация арқылы іргелесе байланысады :
Байжанның оны көруі біріншірет еді: орта бойлы, төртбақтау, толықша , сарғылы өңділеу, қырықты алқымдап қалған жігіт екен.
Мұнда бірінші жай сөйлемнен кейін дауыс ырғағы көтеріңкі айтылып, кідіріс ұзаққа созылмай, екінші сөйлеммен ұласып кетеді де , екі сөйлемнің арасын байланыстырып, күрделі ойды білдіруге дәлекер болып тұрады.
ә) Жалғаулық шылаулар (септеулік ) арқылы байланысады: Құланбай күзеуден ерет қайтып кеткен соң, өзге елдің бәрі де дағдыдан тыс күземді ерте алып көшіп еді .
б) Құрмаластың құрамындағы жай сөйлемнің баяндаушы тиянақсыз тұлғада келіп, келесі жай сөйлеммен ұласып, құрмаласа байланысады. Мысалы: Құрымбайдың оқуға кетуі шын болса, ол өз ісін ойламаған жерден істеген екен.
Құрмалас сөйлемдер байланысу тәсілдеріне қарай үш түрге бөлінеді:
1. Салалас құрмалас .
2. Сабақтас құрмалас.
3. Аралас құрмалас.