3. «Мақал-мәтелдер» кітабынан жалаң сөйлемнен тұратын 5 мақал, жайылма сөйлемнен тұратын 5 мақал тауып жаз. Сөй-
лем мүшелерінің астын тиісті сызықтармен сызып көрсет.
Тапқан мақалдарыңның мағынасын түсіндіріп бере ала-
сың ба?
• Қай мақалмен әңгіме құрауға болады? Сол мақалмен әңгіме
құрап көр.
• Мақалды қатыстырып құраған әңгімеңді сыныптастарың-
ның алдында қорға және бағала.
Так как мақалы - это примеры предложений, приведу несколько примеров каждого типа:
Примеры мақал, являющихся прямыми предложениями:
1. "Бала алтын жарын айпас, адам алтын ауыр болпайсыз." - В переводе на русский: "Ребенок не может быть бесценным, а взрослый - беспомощным."
2. "Жалыздар көп шықпас, абыройлар жаусыз болмас." - В переводе на русский: "От железа не бывает много, от лени - бесполезным."
3. "Ат жерде жатпай, адам отырпай." - В переводе на русский: "Конь не пропадет, человек не сгорит."
Примеры мақал, являющихся неказахскими предложениями:
1. "Не шуми на пустом месте." - В переводе на русский: "Не пылись на пустом месте."
2. "Every cloud has a silver lining." - В переводе на русский: "У каждого облачка есть серебряная подкладка."
3. "No pain, no gain." - В переводе на русский: "Без труда не выловишь и рыбку из пруда."
Следует отметить, что мақалы являются примерами национальной культуры и мы должны использовать их правильно, чтобы сохранить их смысл и ценность. Поэтому, прежде чем использовать мақалы в своей речи или в учебе, не забудьте проконсультироваться с преподавателем по правильному их использованию.
Теперь, чтобы проверить понимание значения выбранных мақал, можно провести небольшой классный эксперимент. Разделите учеников на группы и попросите каждую группу представить выбранную ими мақалу классу. Затем попросите остальных учеников охранять и оценивать представленные мақалы.
Надеюсь, мои объяснения помогут вам разобраться с заданием. Если у вас есть еще вопросы, не стесняйтесь задавать!