30 переведите на казахский без ! сакен сейфуллин родился 15 октября 1894 года в жанааркинском районе карагандинской области. его настоящее имя — садвакас. однако носить всю жизнь известный казахский писатель, поэт и общественный деятель будет имя сакен — ласковое прозвище. он родился в небогатой семье. отец сакена обладал музыкальным слухом и был виртуозным домбристом. мать жамал была искусной рассказчицей, знатоком устного народного творчества. обучение начальной грамоте сакен у аульного муллы. в возрасте 11 лет он был отправлен в школу нильдинского (успенского) рудника для овладения грамоты. «в нильде я провел три года. уроки я получал, с одной стороны, в школе, с другой стороны — черпал знания из жизни: видел, как работают в кузне, как трудятся люди в шахтах под землей, как тяжело приходится им наверху, где они воздвигают горы из каменного угля и руды; бывал в общежитиях, в домах рабочих, знал их быт. многое слышал от них. все это оставило во мне неизгладимые впечатления». для писателя, которого глубоко волновали национальные проблемы, 1923 год был годом, когда он решительно встал на путь борьбы, осознав зависимость национальной судьбы от судьбы языка, поняв, что без этого независимость не будет полнокровной. его сильно обеспокоило последнее собрание xii съезда большевистской партии, состоявшееся 17-25 апреля 1923 года, на котором поднимался национальный вопрос. там открыто были высказаны мысли о том, что культура рано или поздно возьмет верх над другими национальными культурами, о том, что надо укреплять превосходство нации. глубоко потрясенный услышанным, сакен стал искать пути решения столь важных для судьбы народа проблем. он стал поднимать сложные вопросы, связанные с тем, чтобы придать казахскому языку статус государственного. окинув взглядом ближнюю и дальнюю своего народа, писатель стал искать личности, деятельность которых могла бы послужить примером в этом вопросе. сакен глубоко уважал одного из лидеров алаша ахмета байтурсынова, который много усилий приложил к делу просвещения народа. эти действия сакена сейфуллина, который обратился к ахмету байтурсынову, связавшему воедино судьбу народа и судьбу языка, поднимавшему такие политические вопросы в момент, когда его собственная судьба висела на волоске, характеризуют величие и несгибаемость духа самого сакена. сейфуллин был также значим и велик для народа, как ахмет байтурсынов. сакен утверждал, что казахстан не будет процветать до тех пор, пока казахский язык не будет внедрен в государственные учреждения. не подняв статус языка, нельзя поднять статус народа. 9 июня 1923 года он опубликовал статью «кеңсе істерін қазақ тілінде жүргізу керек» («канцелярские дела надо вести на казахском языке»). всего он написал 9 статей, защищающих интересы языка, используя для этого газету «еңбекші қазақ», которой он сам руководил. стараниям сакена, 22 ноября 1923 года циком был принят декрет, согласно которому с июля 1924 года канцелярские дела должны были исполняться на казахском языке. в декабре 1926 сакен женился, его женой стала гульбахрам батырбекова. в кызылорде сыграли свадьбу. с того дня гульбарам стала не только любимой женой, но и другом, сакена. мало кто знает, что у сакена сейфуллина было двое детей: дочь лаура и сын аян. к сожалению, потомков у него не осталось, оба ребенка скончались в раннем возрасте. известно точное время гибели сакена сейфуллина. он был расстрелян как «враг народа» в одной из тюрем нквд в алма-ате в 1938 году 25 апреля в 16 часов 40 минут. отца и старшего брата «врага народа» сакена сейфуллина постигла та же участь: в 1937 году они были арестованы и расстреляны. так, в один миг, оборвалась жизнь казахского писателя и поэта, новатора, просветителя, общественного деятеля. советская власть, которую он воспевал и в идеалы которой искренне верил, уничтожила его. одаренный, образованный, интеллигентный, сакен сейфуллин выбрал себе тернистый путь…
Сәкен Сейфуллин 1894 жылы 15 қазанда Қарағанды облысының Жаңаарқа ауданында туды. Оның нақты аты - Садвакас. Алайда танымал қазақ жазушысы, ақын және қоғам қайраткері Сәкеннің есімі атымен аталатын болады.Ол кедей отбасында дүниеге келген. Сәкеннің әкесі музыкалық құлағы бар және виртуоздық домбырашысы болды. Ана Жамал - ауызша халық шығармашылығының сарапшысы.
Сәкен алғашқы ауылдық молдада оқыды. 11 жасында Нильдинский (Успен) кенішінің орыс дипломын игеру мектебіне жіберілді.
«Мен Нильдте үш жыл болдым. Бір жағынан, мектептен сабақ алдым, екінші жағынан өмірден білім алғанмын: адамдар қалай жұмыс істейтінін көрдім, олар жер асты шахталарында қалай жұмыс істейді, олар көмір мен рудадан таулар салған кезде оларға қаншалықты қиын ; Мен жатақханада, жұмысшылардың үйінде болдым, олардың өмір салтын білетінмін. Мен олардан көп естідім. Мұның бәрі мені өшпес әсер қалдырды » ұлттық проблемаларға терең алаңдаушылықпен қарайтын болса, 1923 жылы ол күрестің жолына батыл қадам басқан, ұлттық тағдырдың тіл тағдырына тәуелді екенін түсініп, бұл тәуелсіздік болмаса, толыққанды болмайды. Ол 1923 жылғы 17-25 сәуірде өткізілген, ұлттық мәселе көтерілген, большевиктік партияның он екінші конгресінің соңғы кездесуімен қатты алаңдатты.
жерде орыс мәдениеті ерте ме, кеш пе, басқа ұлт мәдениеттерінен асып түсетіндіктен, орыс ұлтының артықшылығын күшейту керек деп ашық айтылды.
Мұны естігеннен қатты сілкініп жүрген Сәкен халықтың тағдыры үшін осындай маңызды мәселелерді шешу жолдарын іздестіре бастады.Ол қазақ тілін мемлекеттік тіл мәртебесін беру мәселесі бойынша күрделі мәселелерді көтере бастады.
Өзінің халқының жақын және алыс тарихын қарап, жазушы өз ісін осы мәселеде үлгі бола алатын адамдарды іздей бастады. Сәкен халықты тәрбиелеуге көп күш жұмсаған Алаш Ахмет Байтұрсыновтың басшыларының бірі.