швейцария — федеративная республика, состоящая из 20 кантонов и 6 полукантонов. на территории швейцарии находятся 2 анклава: бюзинген входит в состав германии и кампионе-ди-италия — в состав италии. до 1848 года (кроме короткого периода гельветической республики) швейцария представляла собой конфедерацию; в настоящее время это фактически федерация, однако слово «конфедерация» сохраняется в официальном названии страны. каждый кантон имеет свои конституцию и законодательство, однако их действие ограничено федеральной конституцией. в ведении федеральных властей находятся вопросы войны и мира, внешних отношений, армии, железных дорог, связи, денежной эмиссии, утверждение федерального бюджета и т. д.
законодательная власть — двухпалатное федеральное собрание, состоящее из национального совета и совета кантонов, причём в законодательном процессе обе палаты равноправны. национальный совет (200 депутатов) избирается населением на 4 года по системе пропорционального представительства. федеративное устройство швейцарии было закреплено в конституциях 1848, 1874 и 1999 годов. в совете кантонов 46 депутатов, которые избираются населением, в большинстве кантонов[12] по мажоритарной системе относительного большинства в 20 двухмандатных и 6 одномандатных округах, то есть по 2 чел. от каждого кантона и по одному от полукантона на 4 года (в некоторых кантонах — на 3 года).
исполнительный орган — федеральный совет (нем. bundesrat, фр. conseil fédéral, ит. consiglio federale), состоящий из 7 членов (нем. bundesrat, фр. conseiller fédéral, ит. consigliere federale), каждый из которых возглавляет одно из министерств федеральной администрации. двое из членов федерального совета поочерёдно исполняют обязанности президента конфедерации (нем. bundespräsident, фр. président de la confédération, ит. presidente della confederazione) и вице-президента, соответственно. для руководства аппаратом федерального совета существует должность канцлера (нем. bundeskanzler, фр. chancelier de la confédération, ит. cancelliere della confederazione), который имеет в совете право совещательного голоса и формально не входит в его состав.
члены федерального совета и канцлер избираются на совместном заседании обеих палат парламента на весь срок его полномочий, то есть на 4 года. каждый год парламент назначает президента и вице-президента конфедерации из числа членов совета, без права переназначения на следующий год. на практике члены федерального совета практически всегда[13] переизбираются, так что его состав может оставаться неизменным в течение нескольких сроков полномочий парламента, и по традиции пост президента занимают поочерёдно все члены совета.
Ғалымдар арасында климаттың өзгеру барысы туралы ортақ пікірлер жоқтығына қарамастан, сарапшылардың жалпы пікірі климаттық өзгерістің салдары жағымсыз болуы мүмкін дегенге келіп саяды. Мысалы, 1980 жылдан 2011 жылға дейін Еуроодақ елдерінің экономикасына тигізген тасқынның жалпы шығынын саралаған сарапшылар келген зиянды 90 миллиард еуроға тең деп бағамдады.
Осыған байланысты әлемдік ғылымда зерттеудің басым бағытын қоршаған орта климатына бейімдеуге назар аудару болып отыр. Ең бастысы, бұл басқа салаларға қарағанда, табиғи-климаттық жағдайларға және азық-түлік қауіпсіздігін қамтамасыз етуші ауыл шаруашылығына тікелей байланысты.
Климаттық өзгеру
Халықаралық зерттеулер көрсеткіші бойынша, әлемнің кейбір аймақтары, сонымен қоса Орталық Азия, басқаларға қарағанда, климаттық өзгерістерге ұшырауы әбден ықтимал. Оның ішінде, Қазақстанның климатына әсер етіп, онсыз да толыққанды қолдауды қажет етіп отырған ауыл шаруашылығын күнкөріске айналдырған аймақтарға үлкен зиян келтіруі әбден мүмкін. Бұл аймақтардағы өнімнің босқа ысырап болуының 70 пайызы тікелей ауа райымен байланысты Ал, кейбір аймақтарда жағымсыз ауа райы салдарынан алынған өнімнің 50-70%-ға дейіні қолдануға жарамсыз болып қалып отыр.
политическое устройство швейцарии
швейцария — федеративная республика, состоящая из 20 кантонов и 6 полукантонов. на территории швейцарии находятся 2 анклава: бюзинген входит в состав германии и кампионе-ди-италия — в состав италии. до 1848 года (кроме короткого периода гельветической республики) швейцария представляла собой конфедерацию; в настоящее время это фактически федерация, однако слово «конфедерация» сохраняется в официальном названии страны. каждый кантон имеет свои конституцию и законодательство, однако их действие ограничено федеральной конституцией. в ведении федеральных властей находятся вопросы войны и мира, внешних отношений, армии, железных дорог, связи, денежной эмиссии, утверждение федерального бюджета и т. д.
законодательная власть — двухпалатное федеральное собрание, состоящее из национального совета и совета кантонов, причём в законодательном процессе обе палаты равноправны. национальный совет (200 депутатов) избирается населением на 4 года по системе пропорционального представительства. федеративное устройство швейцарии было закреплено в конституциях 1848, 1874 и 1999 годов. в совете кантонов 46 депутатов, которые избираются населением, в большинстве кантонов[12] по мажоритарной системе относительного большинства в 20 двухмандатных и 6 одномандатных округах, то есть по 2 чел. от каждого кантона и по одному от полукантона на 4 года (в некоторых кантонах — на 3 года).
исполнительный орган — федеральный совет (нем. bundesrat, фр. conseil fédéral, ит. consiglio federale), состоящий из 7 членов (нем. bundesrat, фр. conseiller fédéral, ит. consigliere federale), каждый из которых возглавляет одно из министерств федеральной администрации. двое из членов федерального совета поочерёдно исполняют обязанности президента конфедерации (нем. bundespräsident, фр. président de la confédération, ит. presidente della confederazione) и вице-президента, соответственно. для руководства аппаратом федерального совета существует должность канцлера (нем. bundeskanzler, фр. chancelier de la confédération, ит. cancelliere della confederazione), который имеет в совете право совещательного голоса и формально не входит в его состав.
члены федерального совета и канцлер избираются на совместном заседании обеих палат парламента на весь срок его полномочий, то есть на 4 года. каждый год парламент назначает президента и вице-президента конфедерации из числа членов совета, без права переназначения на следующий год. на практике члены федерального совета практически всегда[13] переизбираются, так что его состав может оставаться неизменным в течение нескольких сроков полномочий парламента, и по традиции пост президента занимают поочерёдно все члены совета.
Ұнағанын ал
Ғалымдар арасында климаттың өзгеру барысы туралы ортақ пікірлер жоқтығына қарамастан, сарапшылардың жалпы пікірі климаттық өзгерістің салдары жағымсыз болуы мүмкін дегенге келіп саяды. Мысалы, 1980 жылдан 2011 жылға дейін Еуроодақ елдерінің экономикасына тигізген тасқынның жалпы шығынын саралаған сарапшылар келген зиянды 90 миллиард еуроға тең деп бағамдады.
Осыған байланысты әлемдік ғылымда зерттеудің басым бағытын қоршаған орта климатына бейімдеуге назар аудару болып отыр. Ең бастысы, бұл басқа салаларға қарағанда, табиғи-климаттық жағдайларға және азық-түлік қауіпсіздігін қамтамасыз етуші ауыл шаруашылығына тікелей байланысты.
Климаттық өзгеру
Халықаралық зерттеулер көрсеткіші бойынша, әлемнің кейбір аймақтары, сонымен қоса Орталық Азия, басқаларға қарағанда, климаттық өзгерістерге ұшырауы әбден ықтимал. Оның ішінде, Қазақстанның климатына әсер етіп, онсыз да толыққанды қолдауды қажет етіп отырған ауыл шаруашылығын күнкөріске айналдырған аймақтарға үлкен зиян келтіруі әбден мүмкін. Бұл аймақтардағы өнімнің босқа ысырап болуының 70 пайызы тікелей ауа райымен байланысты Ал, кейбір аймақтарда жағымсыз ауа райы салдарынан алынған өнімнің 50-70%-ға дейіні қолдануға жарамсыз болып қалып отыр.