Аламтордың зияны» дегенді жиі естіп жатамыз. меніңше, оның
зияны қолданушылардың ішкі мәдениетіне байланысты. күні бойы ком-
пьютерден көз алмау, бас көтермей керекті де, керексіз де ақпараттардың
тұңғиығына батып отыру - ң өзінің ерік-жігерін басқара алмауы-
нан болады. ондай компьютерді өзінің қажетіне пайдаланудың
орнына, өзі оған «құл» болғанын байқамай қалады.переведите язык
керемет ән, әуен кімді болмасын толқытып әкетеді. Алайда әннің де естісі бар есері бар демекші тәрбиелік мәні төмен, мағынасына ел түсінбес әнді тыңдағанымыз жат қылық болары анық. сол үшін құлағым бар екен деп кез келген әнді тыңдауымызға болмайды.Алайда ән тыңдаған әркімге болсын ұнайды. Халқымызда бір бала, қызылқұм,елім ай, әдемі қыз секілді өте ырғақты қайталанбас ажары бар әндер жетерлік. Мереке кезінде де қайғы кезіндеде бар эмоциямызды әнмен шертеміз. Өмірге келгн кез келген бір адам әсем ырғақты әнді естігені анық. Міне сондықтан ән көңілдің ажары
B Казахстане создадут интерактивную карту проблем экспортеров на основе диагностики предприятий, продолжатся торговые миссии и программа акселерации. Все это входит в список мер по развитию несырьевого экспорта. Корреспондент центра деловой информации Kapital.kz побеседовал с вице-министром торговли и интеграции Кайратом Торебаевым о результатах торговых миссий, эффективности торговых домов и предназначении агропоездов.
- Кайрат Калмукаметович, в этом году возобновились выездные В2В-встречи и торговые миссии. Еще в начале года говорили, что будут организованы 10 торговых экономических миссий и 2 международные выставки. Какие из них уже и какие результаты достигнуты?
- Проведение презентационных мероприятий в зарубежных странах является востребованной экспортёрами площадкой: в 2017-2019 годах услуга была оказана 725 компаниям. По итогам было подписано 185 экспортных соглашений на общую сумму 327 млрд тенге.
На финансирование данных мер ежегодно выделялось порядка 3 млрд тенге. В 2020 году в связи с мировой пандемией экспортные мероприятия не проводились.
С начала текущего года проведено 5 торгово-экономических миссий в странах Центральной Азии, таких как Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан, а также в городах Российской Федерации - Екатеринбурге и Казани. В рамках мероприятий приняло участие более 160 отечественных товаропроизводителей из пищевой, машиностроительной, химической, строительных отраслей, ИТ и логистических услуг. Подписано более 40 экспортных контрактов и соглашений на общую сумму более 162 млн долларов. На каждый потраченный тенге бюджетных средств, направленных на сервисную поддержку экспорта, доход компаний составил 667 тенге. (То есть 68,7 млрд тенге соглашения/103 млн тенге фактических расходы на 30.07.2021).
Всего до конца года планируется провести еще 5 торгово-экономических миссий и 2 международные выставки в формате национального стенда.
- Мы часто слышим о том, что Казахстан может расширить список экспортируемых товаров. Действительно ли мы готовы к этому? Казахстанские предприятия могут обеспечить бесперебойную поставку большого объема товаров?
- Сегодня только более 400 казахстанских компаний представляют отечественное производство за рубежом, до сих пор доля экспорта несырьевых товаров в глобальной торговой цепочке остается низкой.
Многие отечественные товаропроизводители на каждом этапе сталкиваются с проблемами при выходе на внешние рынки и не знают, как справляться с вызовами. Предприятия, которые еще не экспортировали, зачастую «боятся» сделать это впервые из-за отсутствия компетенции ВЭД. Потенциальные и действующие экспортеры имеют высокие транзакционные издержки по получению информации о возможностях экспорта на международные рынки сбыта.
В мире система акселерации – один из важнейших инструментов поддержки и развития экспортеров. Экспортный акселератор на сегодняшний день действует в таких странах, Канада, Австралия, Россия, Марокко, США, Германия, Узбекистан, Малайзия, Франция, Новая Зеландия. У них он работает с консалтинговыми компания, такими как PricewaterhouseCoopers, KPMG, Deloitte, Digital, и финансовыми институтами: Deutsche Bank, Сбербанк, РосЭксимбанк.
Программа акселерации может быть ориентирована как на компании, не имеющие опыта экспортной деятельности, так и на действующих экспортеров, стремящихся расширить географию экспорта.
Считаем, что изначально мы должны «знать» каждого от до активного экспортера «в лицо», содействовать взращиванию плеяды «зрелых» экспортеров. Уже начата работа по проведению диагностики действующих и потенциальных экспортеров несырьевых товаров, услуг, которая позволит определить таргетируемые группы экспортеров с потенциалом роста. Будет создана интерактивная карта проблем экспортеров на основе диагностики предприятий.
Программа с 2020 по 2025 год планирует охватить 1000 отечественных товаропроизводителей. Из них 30%, то есть 303 предприятия, которые ранее не пробовали себя в экспортной деятельности и получат свои первые экспортные контракты, остальные 70% — это участники экспортной деятельности, которые увеличат свои экспортные объемы или же откроют для себя новые целевые рынки с регулярными поставками.
В 2020 году в рамках акселерации была проведена работа по 35 предприятиям пищевой промышленности, страной экспорта был выбран Китай, в то время как в 2021 году мы экстенсивно масштабируем позитивный апробированный инструмент - это и отрасли, и география, и количество «студентов». Работа по акселерации проводится по более 100 предприятиям 5 отраслей промышленности: пищевой, машиностроения, легкой и химической промышленности, а также сферы услуг (IT, компьютерные). Страны экспорта в 2021 году - РФ, КНР, Узбекистан, Кыргызстан, ОАЭ.