Древние города казахстана — города и поселения казахстана древнего и средне-векового периодов. первые письменные сообщения о древних поселениях, находящихся на территории нынешнего казахстана, относятся ко 2 в. до н. э. — 1 в. н. э. древние авторы упоминают о г. чигу, располагавшемся либо в котловине оз. иссык-куль, либо в илейской долине, а также о городах на р. сырдарие. на обширной территории казахстана издревле выделяются крупные -культурные регионы развития оседлой, а в средние века и городской жизни. одними из них были южный казахстан и жетысу. при исследовании этих районов археологи выявили древние поселения, в которых обнаружены дворцовые постройки владетелей городов из сырцового кирпича, с помещениями, перекрытыми купольными . наибольшее число поселений найдено в отырарском оазисе, в долине реки арыс, на северных склонах каратау, в низовьях сырдарии. жители этих поселений занимались земледелием с использованием искусств, орошения, скотоводством, ремеслом и торговлей. бурный рост городов на территории нынешнего казахстана, происходящий в 12 вв., связан с развитием тюркских государств средневековья: тюркского, западно-тюркского, тюргешского, карлукского каганатов, огузского, кимакского, кыпчакского и караханидского государств. археологическими исследованиями на южном казахстана зафиксировано 25 городищ со слоями 6—9 вв., которые можно считать остатками городов. известны названия некоторых из них: исфиджаб (сайрам), шараб, будухкет, отырар (фараб), шавгар. выделяются: ада (цитадель), шахристан (внутренний город) и рабад (пригород). города тараз, отырар (фараб), исфиджаб, шавгар, , алмалык, суяб, занимавшие важное положение на международных торговых путях, являвшиеся резиденциями правителей, центрами больших государственных объединений, были известны далеко за пределами казахстана. кроме них, на территории современного казахстана и на сопредельных территории существовали такие города, как барсхан, арсубаникет, кулан, мерки, аспара, хамукат, дех нуджикес, талгар (талхиз). в 9 — нач. 13 вв. оседлая и городская жизнь существовала и в центральном казахстане. города и поселения располагались в долинах жезды, кенгира, сарысу, в предгорьях улытау. города также появились в восточном казахстане, в долине р. иртыш. письменные источники сообщают, что эти города принадлежали кимакам. наиболее крупным был г. имакия — летняя резиденция царя (хакана). кроме столицы, были известны города , сараус, бенджар, дахлан, астур. города-ставки возникают и в западном казахстане, в долинах урала. они принадлежали тюркам-огузам.
татулық пен достық – мағынасы тереңде жатқан асыл сөз. қазақта «жалғыздың үні шықпас, жаяудың шаңы шықпас» болмаса «жалғыз жүріп жол тапқанша, көппен жүріп адас», немесе «бөлінгенді бөрі жейді» деген аталы сөзі бар. жалғыз айдалада өскен ағашпен тең. сондықтан да «жалғыздық құдайға ғана жарасқан, ң күні » дейді. ал көппен қарым қатынаста болу-береке, бірліктің, татулықтың ізгі бастауы болмақ. әр атқан таңдағы күнін игілікті істермен бастап, берекелі тірлік етсе, айналасындағы жандарға шапағатын тигізсе нұр үстіне нұр болары сөзсіз. ізгі ниетті, жаны таза адал жандар осылайша көптің «алтын алма, алғыс ал, алтын деген жер сыйы, алғыс деген ел сыйына» ие болады.
татулық пен достық – мағынасы тереңде жатқан асыл сөз. қазақта «жалғыздың үні шықпас, жаяудың шаңы шықпас» болмаса «жалғыз жүріп жол тапқанша, көппен жүріп адас», немесе «бөлінгенді бөрі жейді» деген аталы сөзі бар. жалғыз айдалада өскен ағашпен тең. сондықтан да «жалғыздық құдайға ғана жарасқан, ң күні » дейді. ал көппен қарым қатынаста болу-береке, бірліктің, татулықтың ізгі бастауы болмақ. әр атқан таңдағы күнін игілікті істермен бастап, берекелі тірлік етсе, айналасындағы жандарға шапағатын тигізсе нұр үстіне нұр болары сөзсіз. ізгі ниетті, жаны таза адал жандар осылайша көптің «алтын алма, алғыс ал, алтын деген жер сыйы, алғыс деген ел сыйына» ие болады.