Әр адамның әкесі бар. Ол біздің ең туған адам. Әкем бізді тәрбиелейді, өмірге үйретеді, әлемді ашады, бізге көмектеседі және бізді жақсы көреді. Адам қандай өседі, оны қоршаған адамдарға байланысты. егер сізде жақсы отбасы болса, онда сен де жақсы адам боласың. Егер сізде жаман отбасы, жаман ата-ана болса, онда сіз жаман адам боласыз. Ұлы мен әкесі-екі түрлі адам жоқ. Ұлы әкенің мінез-құлқын көшіреді. Ал қыз күйеуін әкесіне қарап таңдайды. Менің әкем аты - Дима. Ол 43 жыл. Ол ұзын, дене құрылысы шымыр адам, көгілдір көзді адам. Оның сүйікті құмарлықтар - аңшылық пен балық аулау.Ол әр демалыс күндері табиғатқа барады. Ол - жақсы әке, сенімді күйеу, дәл дос. Ол біздің отбасымызға қамын ойлайды. Мен оған күшті сипаты бар дана адамды көремін. Ол турашыл, ізгілікті,ақылды, адал, адамгершілік, әділ және әлге қарай қатал. Ол мені ешқашан ренжітпейді. Әкесі тәрбиеге үлкен мән береді, өйткені ол Мен ағамды лайықты адам ретінде өсіргісі келеді. Мен әкемді мақтан тұтамын. Мен ол осындай болғым келеді. Мен оның өмірін жалғастырамын және оны жеткізбеймін.
Так говорит казахский народ, который высоко ценит меткое слово, умное стихотворение и красивую песню.
Все русские и зарубежные путешественники, побывавшие до революции в казахских степях, отмечали одну интересную особенность народа. Это — трепетное отношение к поэзии, чувство уважения к ее создателям. Известный русский ученый В. Радлов сказал об этом: «Народ смотрит на ритмическую речь как на высшее искусство в мире. Поэтому народная поэзия у казахов достигла высокой степени развития». Об этом же писал и немецкий ученый А. Брем: «Казах отлично умеет владеть своим языком. Свойство это присуще одинаково всем, бедным и богатым, знатным и незнатным, образованным и необразованным».
В казахской степи всегда любили петь, устраивать песенные состязания, красиво и доказательно защищать свои мысли словом. В XIX веке русский ученый Г. Н. Потанин записал легенду о том, что в давние времена, когда люди не знали, что такое стих, песня, ритм, рифма, жизнь их была мрачной и тоскливой, не было праздников, веселых сборищ. И даже ручьи текли бесшумно, не гудел лес. Только изредка слышался вой бури, так как песней владело тогда только небо. Наконец песня решилась оставить свое жилище и осмотреть все четыре угла вселенной, пролететь под необъятным синим куполом. В зависимости от настроения песня летела то низко над землей, то уходила вверх. Когда песня пролетала низко, то люди ясно слышали мелодии, напевы и запоминали их. Там, где песня летала выше, люди могли услышать только часть ее сокровищ.
Говорят, что песня низко над казахской степью - и в этом секрет щедрости и богатства казахской поэзии.
Ясно, что там, где люди были так влюблены в стихи, песни, пословицы и поговорки, поэзия развивалась успешно. Она сопровождала человека всю жизнь, она поддерживала его в трудную минуту выразить радость, восхищение, ненависть, она пробуждала любовь и волю к жизни.
Кто же создавал это неоценимое богатство, передавал его от поколения к поколению?
В старину песни, жыры, легенды создавались народом, а исполняли их народные сказители — жырши, оленши. Они были хранителями древней музыки, исторических событий, обычаев народа. На больших праздниках, когда собиралось множество людей, жырши и оленши из разных концов степи устраивали песенные состязания. Они воспевали красоту своей стороны, и прекрасные звуки успокаивающе лились в сердца людей. Часто темой состязаний становились походы батыров за родную землю, и тогда настоящий жырши становился похож на скакуна, которого огрели камчой перед боем. Вот подкинул он в небо свою домбру и полилась воинственная музыка, полная огня.
Позже поэзией стали заниматься признанные мастера слова — жырау и акыны. Так, в народе глубоко почитали имена Шалкииз-жырау, Казтуган-батыра, Бухар-жырау, акына Махамбета Утемисова.
Творчество акынов и жырау связано друг с другом. Последующие поколения поэтов развивали их искусство, совершенствуя лучшие стороны произведений, и поднимали казахскую поэзию на более высокую ступень развития.
Әр адамның әкесі бар. Ол біздің ең туған адам. Әкем бізді тәрбиелейді, өмірге үйретеді, әлемді ашады, бізге көмектеседі және бізді жақсы көреді. Адам қандай өседі, оны қоршаған адамдарға байланысты. егер сізде жақсы отбасы болса, онда сен де жақсы адам боласың. Егер сізде жаман отбасы, жаман ата-ана болса, онда сіз жаман адам боласыз. Ұлы мен әкесі-екі түрлі адам жоқ. Ұлы әкенің мінез-құлқын көшіреді. Ал қыз күйеуін әкесіне қарап таңдайды. Менің әкем аты - Дима. Ол 43 жыл. Ол ұзын, дене құрылысы шымыр адам, көгілдір көзді адам. Оның сүйікті құмарлықтар - аңшылық пен балық аулау.Ол әр демалыс күндері табиғатқа барады. Ол - жақсы әке, сенімді күйеу, дәл дос. Ол біздің отбасымызға қамын ойлайды. Мен оған күшті сипаты бар дана адамды көремін. Ол турашыл, ізгілікті,ақылды, адал, адамгершілік, әділ және әлге қарай қатал. Ол мені ешқашан ренжітпейді. Әкесі тәрбиеге үлкен мән береді, өйткені ол Мен ағамды лайықты адам ретінде өсіргісі келеді. Мен әкемді мақтан тұтамын. Мен ол осындай болғым келеді. Мен оның өмірін жалғастырамын және оны жеткізбеймін.
Так говорит казахский народ, который высоко ценит меткое слово, умное стихотворение и красивую песню.
Все русские и зарубежные путешественники, побывавшие до революции в казахских степях, отмечали одну интересную особенность народа. Это — трепетное отношение к поэзии, чувство уважения к ее создателям. Известный русский ученый В. Радлов сказал об этом: «Народ смотрит на ритмическую речь как на высшее искусство в мире. Поэтому народная поэзия у казахов достигла высокой степени развития». Об этом же писал и немецкий ученый А. Брем: «Казах отлично умеет владеть своим языком. Свойство это присуще одинаково всем, бедным и богатым, знатным и незнатным, образованным и необразованным».
В казахской степи всегда любили петь, устраивать песенные состязания, красиво и доказательно защищать свои мысли словом. В XIX веке русский ученый Г. Н. Потанин записал легенду о том, что в давние времена, когда люди не знали, что такое стих, песня, ритм, рифма, жизнь их была мрачной и тоскливой, не было праздников, веселых сборищ. И даже ручьи текли бесшумно, не гудел лес. Только изредка слышался вой бури, так как песней владело тогда только небо. Наконец песня решилась оставить свое жилище и осмотреть все четыре угла вселенной, пролететь под необъятным синим куполом. В зависимости от настроения песня летела то низко над землей, то уходила вверх. Когда песня пролетала низко, то люди ясно слышали мелодии, напевы и запоминали их. Там, где песня летала выше, люди могли услышать только часть ее сокровищ.
Говорят, что песня низко над казахской степью - и в этом секрет щедрости и богатства казахской поэзии.
Ясно, что там, где люди были так влюблены в стихи, песни, пословицы и поговорки, поэзия развивалась успешно. Она сопровождала человека всю жизнь, она поддерживала его в трудную минуту выразить радость, восхищение, ненависть, она пробуждала любовь и волю к жизни.
Кто же создавал это неоценимое богатство, передавал его от поколения к поколению?
В старину песни, жыры, легенды создавались народом, а исполняли их народные сказители — жырши, оленши. Они были хранителями древней музыки, исторических событий, обычаев народа. На больших праздниках, когда собиралось множество людей, жырши и оленши из разных концов степи устраивали песенные состязания. Они воспевали красоту своей стороны, и прекрасные звуки успокаивающе лились в сердца людей. Часто темой состязаний становились походы батыров за родную землю, и тогда настоящий жырши становился похож на скакуна, которого огрели камчой перед боем. Вот подкинул он в небо свою домбру и полилась воинственная музыка, полная огня.
Позже поэзией стали заниматься признанные мастера слова — жырау и акыны. Так, в народе глубоко почитали имена Шалкииз-жырау, Казтуган-батыра, Бухар-жырау, акына Махамбета Утемисова.
Творчество акынов и жырау связано друг с другом. Последующие поколения поэтов развивали их искусство, совершенствуя лучшие стороны произведений, и поднимали казахскую поэзию на более высокую ступень развития.