В
Все
М
Математика
О
ОБЖ
У
Українська мова
Д
Другие предметы
Х
Химия
М
Музыка
Н
Немецкий язык
Б
Беларуская мова
Э
Экономика
Ф
Физика
Б
Биология
О
Окружающий мир
Р
Русский язык
У
Українська література
Ф
Французский язык
П
Психология
А
Алгебра
О
Обществознание
М
МХК
В
Видео-ответы
Г
География
П
Право
Г
Геометрия
А
Английский язык
И
Информатика
Қ
Қазақ тiлi
Л
Литература
И
История
1Sofya1
1Sofya1
30.11.2021 05:12 •  Қазақ тiлi

Мәтінді оқы. Тақырып қой. Қазақ халқында ер баланың тәрбиесімен әке айналысқан. 10-15 жас арасында оған әр нәрсені үйрете бастаған. Төрелік айтуға, іс басқаруға дағдыландырған. Осы кезеңде баланың келешекте кім болатыны, неге қабілеті барлығы анықталған.

«Әке көрген оқ жонар, шеше көрген тон пішер», - дей отырып, қазақ отбасында әкелер бар өнерін ұрпағына үйретіп, мерген, аңшы, яғни «сегіз қырлы, бір сырлы» жігіт етіп тәрбиелеген.

15-тен асқан соң болашақ отау иесі ретінде тәрбиелеп, шаруаның қыр-сырын үйреткен. «Сен ертеңгі шаңырақ иесісің, болашаң әкесің, арқасүйер жарсың, отбасының асыраушысысың, сондықтан да жаманнан жирен, жақсыдан үйрен!» - деген сөздерді ылғи айтып отырған. Әке ер баламен ақылдасып, оған бала емес, келешек отау иесі ретінде қараған. Баланың пікірін тыңдаған, онымен санасқан. «Әке - балаға сыншы» деген осыдан қалған. Өзін-өзі бағалауға, қадірлеуге үйретіп, жора-жолдастарымен сыйластықта болуға тәрбиелеген.

«Ер баланы алты жасқа дейін хандай көтер, сыйла. Алты жастан он алты жасқа дейін құлша жұмса. Он алты жасқа толғасын досыңдай сырлас, сыйлас», - деп оны тәрбиелеудің кезеңдерін да айтып берген.

«Атадан бала тусайшы, ата жолын қусайшы», - деп, атадан балаға мұра болып келе жатқан жақсы қасиеттерді келер ұрпақтың бойына сіңіріп, ізгілікке тәрбиелеуге тырысқан. Атасы немересіне көштің қалай, қайда көшуін, суды қайдан тауып, ішетінін үйреткен. Ұл балаға жеті атасын жаттатып, ел батырларының ерлік хикаяларын әңгімелеген. Адамды жақсы ететін де, жаман ететін де - тәрбие екенін жастайынан баланың бойына сіңіріп отырған. Бұзақы болмауға, үлкенді сыйлауға тәрбиелеген.

Отбасындағы ер баланың үлкендеріне енші беріп, бөлек шығарған. Кенже ұл шаңырақ иесі болып есептелген. Ағалары шаңырақ иесі болып қалған кенже інілерін қадірлеген. Жасы кіші болса да, жолы үлкен деп сыйлаған.

Мәтіндегі «Ер баланы алты жасқа дейін хандай көтер, сыйла.Алты жастан он алты жасқа дейін құлша жұмса. Он алты жасқа толгасын досыңдай сырлас, сыйлас» деген пікір төңірегінде ойбөліс өткізіңдер.

Сұрақтарға жауап бер.

1.Қазақ халқы қыз баланы неше жастан бастап үй шаруасына баулыған?

2.Қыз балаға қандай жұмыстарды үйретіп отырған?

3.Анасы қызымен қалай сөйлескен?

4.Қыз баланы қалай тәрбиелеген?​

Показать ответ
Ответ:
мууур1
мууур1
02.05.2023 00:01
Искусство — художественные образы, через систему мировоззрения человека, внутреннее чувство, и форма общественного сознания, отражающая явления в мире, которые созданы на душу человека.Искусства события в жизни, в натуре, не изменив, осуществляют, посредством художественных образов письма и памятные типтендіру эстетическое явление. Иных форм общественного сознания человека, его отношение к действительности как эстетического знака является республики казахстан. Цель искусства – мира, жизни человека, окружающей среды, художественно-эстетической точки зрения освоения. В случае конкретного исторического художественного произведения, поясничного в центре-судьба человека, полученные физическим, услуги и общественные отношения людей. Они обрабатываются через воображение, художник, художественные образы. Произведения, описание структурных облик, лейтмотивом создания материально художественный образ определяет особенности видов искусства. В искусства: художественная литература, музыка, скульптура, живопись, театр, кино, танец, архитектура,.б. виды.О искусства: “подражание природе”, “признание Бога”, “изобразительное правду”, “чувство языка”, т. б. даны справки. Искусства, личности всесторонне развиваться и совершенствования, его эмоциональное состояние росту интеллектуального. Возбуждении чувства человека, произведение искусства, со строительством, с начала өткізгендей происшествия, изложенных в случаи кризиса. Возникают три группы видов искусства теория искусства художественные произведения, послужившие основанием для матерялдық с основным стержнем по:1) пластикалдық или на других предприятиях (живопись, скульптура, графика, художественная фото, архитектура,.б.) то есть, в пространстве художественного искусства, который создает изображения,виды,2) временные (музыка и искусство), художественные виды искусства, создающего изображения в пространстве времени, то есть.3) желание-временные (танец, актерское искусство и обоснованных в смешанных видов – театр, кино, телевидение, эстрада, цирк.б.), художественное изображение в пространстве, то есть видов искусства, образующих определенное время.
0,0(0 оценок)
Ответ:
Katriysha
Katriysha
02.05.2023 00:01
Искусство — художественные образы, через систему мировоззрения человека, внутреннее чувство, и форма общественного сознания, отражающая явления в мире, которые созданы на душу человека.Искусства события в жизни, в натуре, не изменив, осуществляют, посредством художественных образов письма и памятные типтендіру эстетическое явление. Иных форм общественного сознания человека, его отношение к действительности как эстетического знака является республики казахстан. Цель искусства – мира, жизни человека, окружающей среды, художественно-эстетической точки зрения освоения. В случае конкретного исторического художественного произведения, поясничного в центре-судьба человека, полученные физическим, услуги и общественные отношения людей. Они обрабатываются через воображение, художник, художественные образы. Произведения, описание структурных облик, лейтмотивом создания материально художественный образ определяет особенности видов искусства. В искусства: художественная литература, музыка, скульптура, живопись, театр, кино, танец, архитектура,.б. виды.О искусства: “подражание природе”, “признание Бога”, “изобразительное правду”, “чувство языка”, т. б. даны справки. Искусства, личности всесторонне развиваться и совершенствования, его эмоциональное состояние росту интеллектуального. Возбуждении чувства человека, произведение искусства, со строительством, с начала өткізгендей происшествия, изложенных в случаи кризиса. Возникают три группы видов искусства теория искусства художественные произведения, послужившие основанием для матерялдық с основным стержнем по:1) пластикалдық или на других предприятиях (живопись, скульптура, графика, художественная фото, архитектура,.б.) то есть, в пространстве художественного искусства, который создает изображения,виды,2) временные (музыка и искусство), художественные виды искусства, создающего изображения в пространстве времени, то есть.3) желание-временные (танец, актерское искусство и обоснованных в смешанных видов – театр, кино, телевидение, эстрада, цирк.б.), художественное изображение в пространстве, то есть видов искусства, образующих определенное время.
0,0(0 оценок)
Популярные вопросы: Қазақ тiлi
Полный доступ
Позволит учиться лучше и быстрее. Неограниченный доступ к базе и ответам от экспертов и ai-bota Оформи подписку
logo
Начни делиться знаниями
Вход Регистрация
Что ты хочешь узнать?
Спроси ai-бота