Перевестиқазақ халқы тұрмыстағы әр түрлі той- думанды көңілді өткізу үшін неше түрлі дәстүрді ойлап шығарған, мысалы, бір ауыл қыз айттыру керек болса, жігіт жағынан арнайы кісілер барып құда түсетін. екі жақ- құдалар бір-бірінің байлығын, кедейлігін. жағымды, жағымсыз мінездерін айтып әзілдескен. бұл екі топ ең алдымен қара сөзбен бастап, шешендік сөзге ұласып, ақырында өлеңмен айтылатын айтысқа ауысқан. сонымен бірге баска тойларда , өлген ға ас бергенде, көкпар, қыз кку,ат бәйгесі, күрес сияқты сайыстар мен қатар айтыс өңері тамашаланатын болған. перевести в долгу не останусь
Қолымды жуып болған соң, қолымды сүлгімен сүрттім- после того как помыла руки, я вытерла руки ПОЛОТЕНЦЕМ.
Мен бүгін айтысқа қатыстым- я сегодня участвовала на АЙТЫС
Мен кеше сабақтан кейін қалып, апайға көмектестім- вчера после уроков я ОСТАЛАСЬ и учительнице.
Надан адам білімсіз әрі мәдениетсіз болады- НЕУЧИ бывают необразованными и некультурными.
Біздің тобымыз жарыстан жеңіліп қалды- наша команда ПРОИГРАЛА на соревновании.
Мен күнде таңертең тұрғанда жуынамын- я утром когда встаю всегда УМЫВАЮСЬ
в xix в. началось широкомасштабное изучение истории и культуры народов северного кавказа, в том числе адыгов и . именно тогда.начинается изучение устного народного творчества - богатейшего культурного наследия наших народов.
первые адыгские и просветители развернули беспрецедентную и нелегкую работу по сбору образцов устного народного творчества. неоценимую помощь им оказали представители передовой интеллигенции, которые бывали на кавказе. они не только оказывали теоретическую, горской интеллигенции, но также содействовали обработке и опубликованию собранных материалов. фактически все собранные материалы печатались в центральных и краеведческих изданиях. в таких периодических печатных органах, как « вестник», «библиотека для чтения» и в специально учрежденных кавказских изданиях - «сборнике материалов для описания местностей и племен кавказа», «сборнике сведений о кавказских горцах», «терском сборнике», «кавказском сборнике», газетах «кавказ», «терские ведомости», «ставропольские губернские ведомости» и др.
печатались нартские сказания, легенды, сказки, песни и другие жанры устного народного творчества горцев северного кавказа. им и мировая общественность ознакомилась с неповторимой культурой горцев. устное народное творчество адыгов и занимает исключительно важное место в их духовной культуре. оно являлось не одно столетие единственным и самым важным «инструментом» воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма и отваги. через героический нартский эпос, сказки, сказания, легенды, пословицы и поговорки прослеживаются основные этапы народа. в фольклоре адыгов и отражены их видение окружающей природы, их взаимоотношений с другими . в устном народном творчестве перед нами предстают не только легендарные герои, но и реальные личности, которые играли важную роль в судьбе своего народа. эти герои не одно столетие служили примером в воспитании подрастающего поколения. в фольклоре отображены не только основные вехи народа, но и народная мудрость, и его талант