«Акын» - в казахском языке это уважительная форма обращения к вышедшему из народа поэту-импровизатору.
Айтыс – это публичное поэтическое состязание двух акынов. Каждое лето отовсюду съезжаются акыны, которые без предварительной подготовки, импровизируя поочередно, соревнуются в находчивости, в блеске мыслей, в умении сочинять стихи экспромтом.
В 2006 году айтыс был включен в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества.
Зарождение айтыса в эпоху образования казахских племенных союзов и их синхронное развитие – это незаменимая часть в духовной жизни казахского народа.
«На наскальных рисунках в горах стран Центральной Азии, Алтайского региона, уездов Хутуби, Тарбагатая, долины реки Или сохранились изображения играющих на домбре акынов», - рассказывает Далилбек. По его словам у казахского народа есть очень много разных обычаев и традиций, некоторые из них в процессе исторического развития были вытеснены. Однако акын-айтыс – единственный в своем роде связан с казахским народом общей судьбой, и голос акынов продолжает радовать слух и по сей день.
Согласно данным, казахи проживают в 13 странах мира. Из них только казахи Китая и Монголии сохранили свою самобытную культуру. «Для сохранения традиций айтыса и его развития нужны определенные условия. Первое – это благодарный слушатель, который будет ценить искусство айтыса, второе – благоприятная социальная среда для развития искусства айтыса», - отметил Далилбек.
25 января 2008 года в студенческом городке Илийского педагогического института г. Куйтунь (СУАР) было образовано Исследовательское общество айтыса. Это событие стало новой вехой в работе над сохранением традиций айтыса
#2. Жерлестеріміздің Жер - түбір, лес-жұрнақ, тер- көптік жалғау , і-тəуелдік жалғау 3 жағы , тəуелдік жалғау 1 жағы, дің - ілік септігінің жалғауы. #3.Түркістан - Қазақстанның қасиетті қаласы. Түркістан( не? ) -бастауыш, Қазақстанның (ненің?) - толықтауыш , қасиетті(қандай?)-анықтауыш, қаласы (несі?)- толықтауыш. Балалы, баласыз- сын есімдер. Балалы - түбірі - бала , лы- зат есімнен сын есім тудырушы жұрнақ, баласыз -түбірі -бала,сыз- зат есімнен сын есім тудырушы жұрнақ #7 Оман жекеше 1 жақ менің Оманым 2 жақ сенің Оманың сіздің Оманыңыз 3 жақ оның Оманы көпше 1жақ Біздің Оманымыз 2 жақ Сендердің Омандарың Сіздердің Омандарыңыз 3 жақ Олардың Омандары
«Акын» - в казахском языке это уважительная форма обращения к вышедшему из народа поэту-импровизатору.
Айтыс – это публичное поэтическое состязание двух акынов. Каждое лето отовсюду съезжаются акыны, которые без предварительной подготовки, импровизируя поочередно, соревнуются в находчивости, в блеске мыслей, в умении сочинять стихи экспромтом.
В 2006 году айтыс был включен в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества.
Зарождение айтыса в эпоху образования казахских племенных союзов и их синхронное развитие – это незаменимая часть в духовной жизни казахского народа.
«На наскальных рисунках в горах стран Центральной Азии, Алтайского региона, уездов Хутуби, Тарбагатая, долины реки Или сохранились изображения играющих на домбре акынов», - рассказывает Далилбек. По его словам у казахского народа есть очень много разных обычаев и традиций, некоторые из них в процессе исторического развития были вытеснены. Однако акын-айтыс – единственный в своем роде связан с казахским народом общей судьбой, и голос акынов продолжает радовать слух и по сей день.
Согласно данным, казахи проживают в 13 странах мира. Из них только казахи Китая и Монголии сохранили свою самобытную культуру. «Для сохранения традиций айтыса и его развития нужны определенные условия. Первое – это благодарный слушатель, который будет ценить искусство айтыса, второе – благоприятная социальная среда для развития искусства айтыса», - отметил Далилбек.
25 января 2008 года в студенческом городке Илийского педагогического института г. Куйтунь (СУАР) было образовано Исследовательское общество айтыса. Это событие стало новой вехой в работе над сохранением традиций айтыса
Жер - түбір, лес-жұрнақ, тер- көптік жалғау , і-тəуелдік жалғау 3 жағы , тəуелдік жалғау 1 жағы, дің - ілік септігінің жалғауы.
#3.Түркістан - Қазақстанның қасиетті қаласы.
Түркістан( не? ) -бастауыш, Қазақстанның (ненің?) - толықтауыш , қасиетті(қандай?)-анықтауыш, қаласы (несі?)- толықтауыш.
Балалы, баласыз- сын есімдер. Балалы - түбірі - бала , лы- зат есімнен сын есім тудырушы жұрнақ, баласыз -түбірі -бала,сыз- зат есімнен сын есім тудырушы жұрнақ
#7 Оман
жекеше
1 жақ менің Оманым
2 жақ сенің Оманың
сіздің Оманыңыз
3 жақ оның Оманы
көпше
1жақ Біздің Оманымыз
2 жақ Сендердің Омандарың
Сіздердің Омандарыңыз
3 жақ Олардың Омандары