в xix в. началось широкомасштабное изучение истории и культуры народов северного кавказа, в том числе адыгов и . именно тогда.начинается изучение устного народного творчества - богатейшего культурного наследия наших народов.
первые адыгские и просветители развернули беспрецедентную и нелегкую работу по сбору образцов устного народного творчества. неоценимую помощь им оказали представители передовой интеллигенции, которые бывали на кавказе. они не только оказывали теоретическую, горской интеллигенции, но также содействовали обработке и опубликованию собранных материалов. фактически все собранные материалы печатались в центральных и краеведческих изданиях. в таких периодических печатных органах, как « вестник», «библиотека для чтения» и в специально учрежденных кавказских изданиях - «сборнике материалов для описания местностей и племен кавказа», «сборнике сведений о кавказских горцах», «терском сборнике», «кавказском сборнике», газетах «кавказ», «терские ведомости», «ставропольские губернские ведомости» и др.
печатались нартские сказания, легенды, сказки, песни и другие жанры устного народного творчества горцев северного кавказа. им и мировая общественность ознакомилась с неповторимой культурой горцев. устное народное творчество адыгов и занимает исключительно важное место в их духовной культуре. оно являлось не одно столетие единственным и самым важным «инструментом» воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма и отваги. через героический нартский эпос, сказки, сказания, легенды, пословицы и поговорки прослеживаются основные этапы народа. в фольклоре адыгов и отражены их видение окружающей природы, их взаимоотношений с другими . в устном народном творчестве перед нами предстают не только легендарные герои, но и реальные личности, которые играли важную роль в судьбе своего народа. эти герои не одно столетие служили примером в воспитании подрастающего поколения. в фольклоре отображены не только основные вехи народа, но и народная мудрость, и его талант
Бірінші бала ақылды, өнерлі әнші болса да, математикаға нашар болса да, қарт кісіге көмектескен жоқ, бірден анасынан балмұздаққа ақша сұрады
Екінші бала әдемі, таза киінгенді ұнатады. Ақшаның да есебін білсе де қарт кісіге көмектескен жоқ және де анасынан бірден балмұздаққа ақша сұрады
Үшінші бала бұл бала өте қарапайым, тек қана өзінің жетістігін айтып, қарт кісіге де көмектесті
Кейіпкердің суреттелуі
Кейпкерлердің іс-әрекеті үшінші бала қарт адамға көмектесті
Қоршаған ортаға әсері үшінші баланың қарт кісіге көрген балалар оған қарап келесі жолы басқаларға көмектеседі. ал үшінші бала болса анасы сияқылды қарапайым
Кейіпкерлердің адами ұнамды қасиеттері үдкендерге құрмен кішілерге ізет көрсету керек
в xix в. началось широкомасштабное изучение истории и культуры народов северного кавказа, в том числе адыгов и . именно тогда.начинается изучение устного народного творчества - богатейшего культурного наследия наших народов.
первые адыгские и просветители развернули беспрецедентную и нелегкую работу по сбору образцов устного народного творчества. неоценимую помощь им оказали представители передовой интеллигенции, которые бывали на кавказе. они не только оказывали теоретическую, горской интеллигенции, но также содействовали обработке и опубликованию собранных материалов. фактически все собранные материалы печатались в центральных и краеведческих изданиях. в таких периодических печатных органах, как « вестник», «библиотека для чтения» и в специально учрежденных кавказских изданиях - «сборнике материалов для описания местностей и племен кавказа», «сборнике сведений о кавказских горцах», «терском сборнике», «кавказском сборнике», газетах «кавказ», «терские ведомости», «ставропольские губернские ведомости» и др.
печатались нартские сказания, легенды, сказки, песни и другие жанры устного народного творчества горцев северного кавказа. им и мировая общественность ознакомилась с неповторимой культурой горцев. устное народное творчество адыгов и занимает исключительно важное место в их духовной культуре. оно являлось не одно столетие единственным и самым важным «инструментом» воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма и отваги. через героический нартский эпос, сказки, сказания, легенды, пословицы и поговорки прослеживаются основные этапы народа. в фольклоре адыгов и отражены их видение окружающей природы, их взаимоотношений с другими . в устном народном творчестве перед нами предстают не только легендарные герои, но и реальные личности, которые играли важную роль в судьбе своего народа. эти герои не одно столетие служили примером в воспитании подрастающего поколения. в фольклоре отображены не только основные вехи народа, но и народная мудрость, и его талант
Бірінші бала ақылды, өнерлі әнші болса да, математикаға нашар болса да, қарт кісіге көмектескен жоқ, бірден анасынан балмұздаққа ақша сұрады
Екінші бала әдемі, таза киінгенді ұнатады. Ақшаның да есебін білсе де қарт кісіге көмектескен жоқ және де анасынан бірден балмұздаққа ақша сұрады
Үшінші бала бұл бала өте қарапайым, тек қана өзінің жетістігін айтып, қарт кісіге де көмектесті
Кейіпкердің суреттелуі
Кейпкерлердің іс-әрекеті үшінші бала қарт адамға көмектесті
Қоршаған ортаға әсері үшінші баланың қарт кісіге көрген балалар оған қарап келесі жолы басқаларға көмектеседі. ал үшінші бала болса анасы сияқылды қарапайым
Кейіпкерлердің адами ұнамды қасиеттері үдкендерге құрмен кішілерге ізет көрсету керек