В 1946 году при Духовном управлении мусульман Средней Азии и Казахстана открылись медресе Мири Араб (Бухара) и позже Баракхан (1956-1961, Ташкент). В 1971 г. открыт Высший Институт / Олий ма‘хад при САДУМ. Оба медресе стали самыми востребованными мусульманскими учебными заведениями, в которых обучались многие именитые богословы бывшего СССР1. Однако, как любое учреждение, созданное декретом и под контролем властей, медресе не были свободны от прямого и косвенного влияния политических, идеологических, общеобразовательных и иных учреждений советской власти, что порождало иногда необычную эклектику в языке, мышлении или нормах поведения студентов этих учебных заведений, особенно поколений 1970-х — 1980х гг. В настоящей статье на основе архивных материалов мы исследуем формы контроля органов за деятельностью медресе, изменения в программах обучения, мотивации инициаторов перемен в учебных программах, степень вторжения в этот процесс государственных органов контроля, рассмотрим попытки сформировать особый тип лояльного «советского имама» с новым мышлением, новым дресс-кодом, в котором галстук должен был символизировать соглашательство с секулярными властями, полное отрешение от «старого мира», а значит, и старых обучения.
В 1946 году при Духовном управлении мусульман Средней Азии и Казахстана открылись медресе Мири Араб (Бухара) и позже Баракхан (1956-1961, Ташкент). В 1971 г. открыт Высший Институт / Олий ма‘хад при САДУМ. Оба медресе стали самыми востребованными мусульманскими учебными заведениями, в которых обучались многие именитые богословы бывшего СССР1. Однако, как любое учреждение, созданное декретом и под контролем властей, медресе не были свободны от прямого и косвенного влияния политических, идеологических, общеобразовательных и иных учреждений советской власти, что порождало иногда необычную эклектику в языке, мышлении или нормах поведения студентов этих учебных заведений, особенно поколений 1970-х — 1980х гг. В настоящей статье на основе архивных материалов мы исследуем формы контроля органов за деятельностью медресе, изменения в программах обучения, мотивации инициаторов перемен в учебных программах, степень вторжения в этот процесс государственных органов контроля, рассмотрим попытки сформировать особый тип лояльного «советского имама» с новым мышлением, новым дресс-кодом, в котором галстук должен был символизировать соглашательство с секулярными властями, полное отрешение от «старого мира», а значит, и старых обучения.
Қазақстан - қандай мекен?
Толық жауап : Қазақстан - Түрлі ұлт өкілдерінің басын қосқан ұлы мекен
Қысқа жауап : Ұлы мекен.
Қазақ халқы кімдерді құшақ жая қарсы алды?
Толық жауап : Қазақ халқы соғыс кезінде елге келген барлық ұлт өкілдерін жатырқамай, құшақ жая қарсы алды.
Қысқа жауап : Хазақ халқы бәрін құшақ жая қарсы алды.
Оларға қандай жағдай жасады ?
Толық жауап : Оларды үй-үйге бөліп алып,астарымен,киімдерімен,үй жабдықтарымен бөлісті.
Қысқа жауап : Оларға барлық жағдайды жасады.
Қазақстан бүгінде қандай елге айналды?
Толық жауап : Қазақстан бүгінде өз еркіндігін алып,тәуелсіз мемлекетке айналды.
Қысқа жауап : Тәуелсіз елге айналды.
Н. Ə. Назарбаев нені міндет етіп қойды?
Толық жауап : Н.Ә.Назарбаев 2014 жылы 17 қаңтардағы жолдауында Қазақстан жолы-2050. Бір мақсат,бір мүдде,бір болашақ. Мәңгілік Қазақстан.
Жолдаудың мақсаты : Қазақстанды дамыған 30 елдің құрамына қосу.
Қысқа жауап : Н.Ә.Назарбаев өз жолдауында Қазақстанды дамыған 30 елдің қатарына қосуды міндет етті.