Карасай Алтынайулы, более известный как Карасай-батыр (1598—1671) — казахский батыр при Есим-хане и Жангир-хане. Вместе с близким другом и соратником Агынтай-батыром принимал активное участие в казахско-джунгарской войне.
Карасай-батыр родился в 1598 году в местности Карасаз в горах Суыктобе (предгорья Заилийского Алатау) на территории современного Жамбылского района Алматинской области Казахстана. Происходил из рода Уйсун-Шапрашты-Ескожа старшего жуза[1][2].
Согласно легендам, будущий батыр уже в юности отличался силой и ловкостью и был столь крупного телосложения, что шкуры одного быка едва хватало ему на пару сапог[2].
Впервые Карасай проявил себя на поле боя в 1615 году, отражая нападение ойратов, проникших в глубь Семиречья. Впоследствии отличился в сражении у реки Тобол в 1620 году, где взял в плен двух калмыцких тайши. За этот подвиг Карасай был признан батыром[2].
Карасай был одним из батыров войска Есим-хана. После смерти Есима стал наставником его сына Жангира вплоть до его совершеннолетия. Вместе с боевым другом Агынтай-батыром из рода аргын возглавлял казахские отряды в битве с калмыками на реке Волга в 1629 году, а также в Сибирско-Тобольском сражении 1635 года. В 1643 году вместе с шестью сотнями воинов участвовал в Орбулакской битве, в которой Жангир-султан вместе с пришедшим на казахам 20-тысячным войском бухарского военачальника узбекского происхождения Ялангтуш Бахадура (в казахской транскрипции Жалантос Бахадур) одержал победу над 50-тысячным джунгарским войском. Об этом свидетельствуют также русские источники[3].
В сражениях с джунгарами, происходивших в 1652 году, Карасай-батыр был одним из главнокомандующих казахского войска, и проявил талант полководца и стратега[4]. Под его же началом был выигран ряд битв в Семиречье[1]. При Карасае казахские войска впервые стали использовать топографические особенности местности — возводить искусственные укрытия, а также использовать тактический приём разведка боем. Разработанная им тактика позволяла выигрывать сражения, несмотря на превосходство джунгар в численности и вооружении[2]. Последний раз Карасай и Агынтай вместе участвовали в битвах с джунгарами в 1664 году в местности Аркос-Анкой (современные Джунгарские Ворота)[5].
Поздние годы жизни Карасай-батыра в местности Сары-Арка на родине его друга Агынтай-батыра. Здесь Карасай был избран бием[2]. В 1669 году он побывал в России в составе казахского посольства[6].
В 1671 году, несмотря на преклонный возраст, батыру вновь пришлось принять участие в сражении. Казахам удалось отбить очередное нападение джунгар, но для Карасая столкновение оказалось роковым: он получил смертельное ранение и вскоре скончался[1][7].
Карасай-батыр был похоронен на горе Кулшынбай на территории современного Айыртауского района Северо-Казахстанской области. Через два года рядом с ним похоронили Агынтай-батыра[2].
Қазақ ұлтының ұлағатты ұстазына айналған Ыбырай ата Алтынсарин жайында көп жазылғаны, еңбектерінің егжей-тегжейлі зерттелгені рас. Алайда көп жайт Кеңес дәуірінің саясатына орай бұрмаланып көрсетілді. Ол үшін кітап, мақала авторларына кінә артып айыптай қарағаннан гөрі түсіністікпен байыптай қараған жөн деп ойлаймын. Өйткені, олар солай жазуға мәжбүр болды, заманы соны талап етті.
Ыбырай ата өмір сүрген заманда Ислам дінін ұстанған халыққа одан алшақтау, оған қайшы келетін дүниелерді ұсыну киынның қиыны болатын. Басқа елдің салт-дәстүрін, өмір сүру әдетін, әдебін балалар түгілі, үлкендер де ол кезде біле бермейтін. Сондықтан да ұлы ұстаз басқа тілдерден аударған шығармаларын қазақтың әдет-ғұрпы мен салт-дәстүріне, діні мен діліне жақындатып, мақал-мәтелдер, «Құдай Тағала», «Алла жар болсын», «Шүкір» деген сияқты халықтың күнделікті қолданып жүрген, өздеріне етене жақын сөздерін қосып, қарапайым қазақы ұғымға лайықтады. Мұны Ыбырай мұраларын зерттеуші ғалымдар білгенімен де түбін қазып «Алла», «Құдай Тағала» деп қазақыландырған, діннің тәрбиелік жағын алған дегенді айта алмаған. Айтқандардың жазғаны жарыққа шықпай, қапасқа қамалған. Мұхтар ата Әуезовтің 1927 жылы Қызылордада жарық көрген «Әдебиет тарихы» сондай «қапасқа қамалған» кітаптардың бірі еді. Араға 64 жыл салып 1991 жылы «Ана тілі» ба айта жарық көрді. Осы жинағында автор «кейде дін өсиетін үлгі қылып ұстайды. Зар заман ақындарының ішінде дін сарынын шығарып, дін мейманалығын көп ұсынатын ақын Алтынсарин»,- деп жазған болатын.
Карасай Алтынайулы, более известный как Карасай-батыр (1598—1671) — казахский батыр при Есим-хане и Жангир-хане. Вместе с близким другом и соратником Агынтай-батыром принимал активное участие в казахско-джунгарской войне.
Карасай-батыр родился в 1598 году в местности Карасаз в горах Суыктобе (предгорья Заилийского Алатау) на территории современного Жамбылского района Алматинской области Казахстана. Происходил из рода Уйсун-Шапрашты-Ескожа старшего жуза[1][2].
Согласно легендам, будущий батыр уже в юности отличался силой и ловкостью и был столь крупного телосложения, что шкуры одного быка едва хватало ему на пару сапог[2].
Впервые Карасай проявил себя на поле боя в 1615 году, отражая нападение ойратов, проникших в глубь Семиречья. Впоследствии отличился в сражении у реки Тобол в 1620 году, где взял в плен двух калмыцких тайши. За этот подвиг Карасай был признан батыром[2].
Карасай был одним из батыров войска Есим-хана. После смерти Есима стал наставником его сына Жангира вплоть до его совершеннолетия. Вместе с боевым другом Агынтай-батыром из рода аргын возглавлял казахские отряды в битве с калмыками на реке Волга в 1629 году, а также в Сибирско-Тобольском сражении 1635 года. В 1643 году вместе с шестью сотнями воинов участвовал в Орбулакской битве, в которой Жангир-султан вместе с пришедшим на казахам 20-тысячным войском бухарского военачальника узбекского происхождения Ялангтуш Бахадура (в казахской транскрипции Жалантос Бахадур) одержал победу над 50-тысячным джунгарским войском. Об этом свидетельствуют также русские источники[3].
В сражениях с джунгарами, происходивших в 1652 году, Карасай-батыр был одним из главнокомандующих казахского войска, и проявил талант полководца и стратега[4]. Под его же началом был выигран ряд битв в Семиречье[1]. При Карасае казахские войска впервые стали использовать топографические особенности местности — возводить искусственные укрытия, а также использовать тактический приём разведка боем. Разработанная им тактика позволяла выигрывать сражения, несмотря на превосходство джунгар в численности и вооружении[2]. Последний раз Карасай и Агынтай вместе участвовали в битвах с джунгарами в 1664 году в местности Аркос-Анкой (современные Джунгарские Ворота)[5].
Поздние годы жизни Карасай-батыра в местности Сары-Арка на родине его друга Агынтай-батыра. Здесь Карасай был избран бием[2]. В 1669 году он побывал в России в составе казахского посольства[6].
В 1671 году, несмотря на преклонный возраст, батыру вновь пришлось принять участие в сражении. Казахам удалось отбить очередное нападение джунгар, но для Карасая столкновение оказалось роковым: он получил смертельное ранение и вскоре скончался[1][7].
Карасай-батыр был похоронен на горе Кулшынбай на территории современного Айыртауского района Северо-Казахстанской области. Через два года рядом с ним похоронили Агынтай-батыра[2].
Объяснение:
Қазақ ұлтының ұлағатты ұстазына айналған Ыбырай ата Алтынсарин жайында көп жазылғаны, еңбектерінің егжей-тегжейлі зерттелгені рас. Алайда көп жайт Кеңес дәуірінің саясатына орай бұрмаланып көрсетілді. Ол үшін кітап, мақала авторларына кінә артып айыптай қарағаннан гөрі түсіністікпен байыптай қараған жөн деп ойлаймын. Өйткені, олар солай жазуға мәжбүр болды, заманы соны талап етті.
Ыбырай ата өмір сүрген заманда Ислам дінін ұстанған халыққа одан алшақтау, оған қайшы келетін дүниелерді ұсыну киынның қиыны болатын. Басқа елдің салт-дәстүрін, өмір сүру әдетін, әдебін балалар түгілі, үлкендер де ол кезде біле бермейтін. Сондықтан да ұлы ұстаз басқа тілдерден аударған шығармаларын қазақтың әдет-ғұрпы мен салт-дәстүріне, діні мен діліне жақындатып, мақал-мәтелдер, «Құдай Тағала», «Алла жар болсын», «Шүкір» деген сияқты халықтың күнделікті қолданып жүрген, өздеріне етене жақын сөздерін қосып, қарапайым қазақы ұғымға лайықтады. Мұны Ыбырай мұраларын зерттеуші ғалымдар білгенімен де түбін қазып «Алла», «Құдай Тағала» деп қазақыландырған, діннің тәрбиелік жағын алған дегенді айта алмаған. Айтқандардың жазғаны жарыққа шықпай, қапасқа қамалған. Мұхтар ата Әуезовтің 1927 жылы Қызылордада жарық көрген «Әдебиет тарихы» сондай «қапасқа қамалған» кітаптардың бірі еді. Араға 64 жыл салып 1991 жылы «Ана тілі» ба айта жарық көрді. Осы жинағында автор «кейде дін өсиетін үлгі қылып ұстайды. Зар заман ақындарының ішінде дін сарынын шығарып, дін мейманалығын көп ұсынатын ақын Алтынсарин»,- деп жазған болатын.
Объяснение: