Мысалы, "Абай жолы" романында М.Әуезов Самалбек тілмәштің Абайға айтқан сөзін былай жеткізеді:
"Оның жалғыз білгенім сол деп айтқаны: алысып жатқан екі жақ бірдей Абайды тыңдау қажет десті, бірақ олардың ішінде, арғы ниетінде қандай байлау бар екенін Самалбек білмейді. Оның ойынша, Абай не қыларын өзі жақсы аңғаратын болар. Және сол өзіне лайық көрінген дағдылы жолмен куәлік айтқаны Абай басына лайық болар" дегендей кеңес тәрізді сөз айтып бітірді".
Әлі бұл өңірде көктің шабан тебіндеп келе жатқанын, қыс ызғарының әлі түгел айығып болмағанын әңгіме қып отырды (М.Әуезов). Елеусіз көлдің не себепті Қызылкен атанғанын сұрады (Т.Әлімқұлов).
Одним из важных информационных источников для исследования культуры казахского народа является прикладное искусство - ручное ткачество. Традиционность, широкое распространение его в быту, наличие в них набора структурных признаков (матерная техника, колорит, орнамент, семантика) возводят данный вид искусства в разряд репрезентативных исторических источников [1, с. 120].
В условиях современности трудно определить точную дату; когда возникли домашние ремесла, но история их развития уходит в далекую древность.
Первые предметы декоративно-прикладного искусства были обнаружены еще в неолитическое время.
Мир кочевников Великой степи был очень разнообразен. Специфика и своеобразие культурной жизни номадов порождены целым рядом объективных и субъективных факторов; постоянно меняющиеся климатические условия продиктовали ее обитателям различные формы при к окружающей среде.
Основные черты развития культуры и искусства у степных народов с давних пор определялись потребностями кочевого быта, который определял и тип жилища, и его убранство, и одежду – формировал представления о красоте [2, с.6].
Интересный материал о декоративно-прикладном искусстве можно почерпнуть из сказаний, легенд, основная тема которых - трудолюбие и талантливость народных мастеров. В эпических произведениях прослеживается историко-культурная традиция, восходящая к эпохе кипчаков-ногайцев и к еще более древнему времени [6].
Сохранилось множество прекрасных легенд, посвященных мастерству и творчеству казахских умельцев-ткачей. Например, в легенде о хане Онере говорилось; «Легендарный хан Онер не только красив собой, силен и храбр, но он очень трудолюбив и каждый год ткал по ковру, который поражал всех своей красотой». Особенно красив был его ковер с красным фоном [1, с.25]. Множество сведений о декоративно-прикладном искусстве казахов встречается в трудах европейских этнографов и путешественников, посещавших различные районы Казахстана во второй половине XVIII - начале XIX вв. Начиная со второй половины XIX века, в изучение Казахстана активно включается Русское географическое общество и особенно его Западно-Сибирский отдел. Вопросам изучения памятников казахского народного искусства в целом и сохранению отдельных его видов было положено такими русскими учеными, как П. Паллас [8], В.В Бартольд [9], А Левшин [10], Г.Н. Потанин [11], членами Туркестанского кружка любителей природы, а также казахским ученым Ш.У. Валихановым [12].
Мысалы, "Абай жолы" романында М.Әуезов Самалбек тілмәштің Абайға айтқан сөзін былай жеткізеді:
"Оның жалғыз білгенім сол деп айтқаны: алысып жатқан екі жақ бірдей Абайды тыңдау қажет десті, бірақ олардың ішінде, арғы ниетінде қандай байлау бар екенін Самалбек білмейді. Оның ойынша, Абай не қыларын өзі жақсы аңғаратын болар. Және сол өзіне лайық көрінген дағдылы жолмен куәлік айтқаны Абай басына лайық болар" дегендей кеңес тәрізді сөз айтып бітірді".
Әлі бұл өңірде көктің шабан тебіндеп келе жатқанын, қыс ызғарының әлі түгел айығып болмағанын әңгіме қып отырды (М.Әуезов). Елеусіз көлдің не себепті Қызылкен атанғанын сұрады (Т.Әлімқұлов).
Одним из важных информационных источников для исследования культуры казахского народа является прикладное искусство - ручное ткачество. Традиционность, широкое распространение его в быту, наличие в них набора структурных признаков (матерная техника, колорит, орнамент, семантика) возводят данный вид искусства в разряд репрезентативных исторических источников [1, с. 120].
В условиях современности трудно определить точную дату; когда возникли домашние ремесла, но история их развития уходит в далекую древность.
Первые предметы декоративно-прикладного искусства были обнаружены еще в неолитическое время.
Мир кочевников Великой степи был очень разнообразен. Специфика и своеобразие культурной жизни номадов порождены целым рядом объективных и субъективных факторов; постоянно меняющиеся климатические условия продиктовали ее обитателям различные формы при к окружающей среде.
Основные черты развития культуры и искусства у степных народов с давних пор определялись потребностями кочевого быта, который определял и тип жилища, и его убранство, и одежду – формировал представления о красоте [2, с.6].
Интересный материал о декоративно-прикладном искусстве можно почерпнуть из сказаний, легенд, основная тема которых - трудолюбие и талантливость народных мастеров. В эпических произведениях прослеживается историко-культурная традиция, восходящая к эпохе кипчаков-ногайцев и к еще более древнему времени [6].
Сохранилось множество прекрасных легенд, посвященных мастерству и творчеству казахских умельцев-ткачей. Например, в легенде о хане Онере говорилось; «Легендарный хан Онер не только красив собой, силен и храбр, но он очень трудолюбив и каждый год ткал по ковру, который поражал всех своей красотой». Особенно красив был его ковер с красным фоном [1, с.25]. Множество сведений о декоративно-прикладном искусстве казахов встречается в трудах европейских этнографов и путешественников, посещавших различные районы Казахстана во второй половине XVIII - начале XIX вв. Начиная со второй половины XIX века, в изучение Казахстана активно включается Русское географическое общество и особенно его Западно-Сибирский отдел. Вопросам изучения памятников казахского народного искусства в целом и сохранению отдельных его видов было положено такими русскими учеными, как П. Паллас [8], В.В Бартольд [9], А Левшин [10], Г.Н. Потанин [11], членами Туркестанского кружка любителей природы, а также казахским ученым Ш.У. Валихановым [12].